ПРОВОКАЦИЯ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

Печать

Актуальное искусство

Грегор Шнайдер

Немецкий художник Грегор Шнайдер, получивший «Золотого льва» за свою инсталляцию «Мертвый дом» на Венецианском биеннале 2001, и главное действующее лицо скандала на Венецианском биеннале 2005, разгоревшегося вокруг его объекта «Черный куб», недвусмысленно намекающего на священный камень Каабу, вновь оказался в эпицентре общественных дебатов, разразившихся в Германии в конце апреля. Речь идет снова о смерти, впрочем, на этот раз уже не метафорически, но буквально.

В своем интервью газете «Вестдойче Цайтунг» Шнайдер познакомил общественность со своим новым проектом, место и время которого художником пока не афишируются. Шнайдер планирует на этот раз вместо художественных произведений выставить в галерее умирающего человека, дабы показать «красоту умирания». Умирающий экспонат вправе сам будет определить место, в котором он хочет умереть. Художник, в свою очередь, поможет ему в поисках подходящего «мавзолея», который должен представлять из себя «гуманное место смерти, где люди могут спокойно умереть». По циркулирующим слухам, одним из таких мест может стать музей «Haus Lange» в Крефельде или находящееся неподалеку ателье самого художника в его родном городе Райдт (пригород Мёнхенгладбах).Понятно, что вне зависимости от того собирается ли Шнайдер действительно реализовывать свой проект, или просто хочет поговорить о нем, обнародование художественных планов вызвало ожидаемый эффект: от неофициальных пожеланий на интернет-форумах – повеситься самому, до официального заявления фракции ХДС в Бундестаге, в котором говорится, что делать из умирающего человека экспонат для лицезрения любопытных недостойно, и что смерть не должна быть инструментализована с художественно-вуайеристскими целями. Другие политические партии ХСС, СПД и Зеленые вменили художнику в вину «злоупотребление художественной свободой», и окрестили его планы как «попытку провокации» и «непереваренную идею».

Шнайдер, в свою очередь говорит о снятии табу с темы смерти и превращении ее «в позитивное переживание, сравнимое с рождением ребенка».
За словом, впрочем, Шнайдер никогда в карман не лез. Также как из невинного случая с кубом, который он хотел выставить на Сан-Марко (где, что было изначально известно, венецианцы не дали разрешение еще ни одному художнику-невенецианцу выставить свои произведения) возникла тема мусульманства, также и обнародование нового проекта в известной мере создает Шнайдеру ореол жертвы. По его словам, он уже получил несколько угроз в свой адрес, а также, в частности, предложение от одного человека выставить в качестве экспоната любовника его бывшей жены. После чего художник решил уйти в подполье.

Впрочем, подходящего кандидата Шнайдер, по его словам уже нашел. Общественности теперь остается только ждать и гадать, чего же действительно хотел художник: реального осуществления проекта или лишь инициации дебатов на тему его возможности. 

Опубликовано в журнале "Арт Хроника" 

Ссылки по теме

Куб реабилитируют [Максим Райскин] 

Скандал на Биеннале [Максим Райскин]