МАСТЕР-КЛАСС С ШИРИН НЕШАТ: НАРЦИССИЗМ, ПЕРФОРМАНСЫ И БЕСКОНЕЧНОЕ ВИДЕО

Печать

Медиа-арт

Andrey Ustinov 6 апреля в Институте Про Арте состоялся мастер-класс с участием известной американской художницы Ширин Нешат (Shirin Neshat), режиссера Шоджи Азари (Shodja Azari), американского арт-критика Эмми Уиллок, студентов Про Арте и питерских художников и арт-критиков. Мастер-класс длился два часа и заключался в показе питерских фильмов и обсуждении их. Показать все работы организаторы, как ни старались, не смогли: отведенного времени хватило только на фильмы студентов Института (я так понимаю, далеко не все), а в конце осталось время на один фильм питерского видео-артиста Дмитрия Виленского.
Из продемонстрированных семи фильмов студентов Про Арте наиболее интересными были два. Абсолютным хитом стала лента Андрея Устинова "Нарцисс", длящаяся одну минуту. Описать "Нарцисс" достаточно просто: весь фильм - это статичная съемка унитаза. Основную часть фильма (по информации автора - ровно две трети) занимает процесс мочеиспускания в него, а затем, после исчезновения пузырей и наступления штиля, в зеркале мочи появляется улыбающееся лицо автора, который произносит, глядя на свое отражение: "I love you". Сам Устинов, отсутствовавший в момент своего триумфа и подошедший позднее (в связи с чем ведущая мастер-класс Светлана Острова была вынуждена прокрутить видео еще раз), пояснил, что и названием, и самой работой он хотел показать, что медиа-артистом является лишь тот, кто использует в качестве материала для своих произведений лишь самого себя и свое тело.
Другим фильмом, имевшим успех у публики, стал "Star in my eyes" Максима Каширского, в качестве звуковой дорожки к которому были использованы звуки загрузки операционной системы Windows. При первом звуке, оповещающем о начале загрузки системы, человек в очках на полутемном экране открывает глаза. При втором - музыке Брайана Ино, извещающей о том, что система уже загружена - в комнате, где находится человек, загорается свет, а человек как бы "оживает". Комментарий автора к фильму был менее пространен, чем у Устинова: Каширский ограничился констатацией того факта, что в своей работе он стремился показать свой внутренний мир. Это, естественно, не замедлило вызвать всеобщий смех.
Кстати, о юморе. Мастер-класс меньше всего напоминал собой официозное мероприятие с участием звезд международной художественной сцены. Демонстрация фильмов чередовалась с достаточно вольными комментариями, а комментарии с перформансами, спонтанно возникавшими из случайно брошенной фразы. Тот же Каширский, в ответ на вопрос Нешат, есть ли у него еще какие-нибудь работы, ответил - есть один проект, что называется "in progress": студент Про Арте собирает высказывания известных персонажей вроде Нешат о холоде и намеревается выставить их летом в Музее Арктики и Антарктики. Каширский, естественно, не замедлил тут же попросить автограф у Нешат, чему она, мягко говоря, удивилась. Не прошло нескольких минут, как американская звезда опять была ввергнута в пучину изумления питерскими художницами Глюклей и Цаплей (в миру Ольга Егорова и Наталья Першина-Якиманская). Последние, облачившись в белые комбинезоны, молча припали к ногам ничего не понимающей видео-художницы, а затем начали прикасаться к ее лицу, вероятно, ожидая нисхождения каких-то высших сил. Поначалу Нешат заподозрила какой-то подвох, но Глюкля и Цапля развязывать ей шнурки в духе Юрия Лейдермана не стали (то ли потому, что это не входило в их планы, то ли по причине отсутствия оных), а посему все закончилось благополучно изумленным возгласом Нешат "Who is this? Who are this girls?". Когда ей ответили, что это были питерские художники, Нешат, поняв, что ей был всего лишь явлен момент ее собственной славы, успокоилась.
Дальше все продолжалось достаточно мирно, если не считать страстей разгоревшихся в самом конце вокруг фильма "Ein Mark" Дмитрия Виленского. Видео, снятое Виленским в декабре 2001 г. в Германии (накануне перехода на евро), представляет собой съемки блошиного рынка в одном из немецких городов. Звукоряд фильма - крики турок-продавцов - бесконечно повторяемое "Ein Mark". Длительность фильма около 5 минут, но в принципе, он не сильно бы пострадал, если бы его длину сократили раз в пять или увеличили раз в десять: лента как будто намеренно ничего не хочет сообщить зрителю. Видео вызвало резко негативную реакцию со стороны Нешат и Азари, что в принципе можно было прогнозировать: фильмы Нешат и Азари все-таки предполагают наличие некоей смысловой завершенности. В свою очередь, негативное отношение американцев вызвало бурную реакцию со стороны питерских художников (главным образом, полномочного представителя отсутствующего Виленского - Ольги Егоровой-Цапли). Завязались оживленные прения, в результате которых практически не осталось времени на показ чего-либо еще. В итоге присутствующие договорились больше не спорить, отнести эти фильмы к разным типам видео - символическому и бесконечному (не подразумевающему какой-либо смысловой завершенности), и успели посмотреть еще один фильм студентки Про Арте Анны Колосовой. Затем публика после небольшого перерыва переместилась в соседний зал для просмотра фильмов Шоджи Азари по рассказам Франца Кафки.