В выставочном зале журнала "Новый Мир Искусства"
открылась выставка "Срок ответа - завтра…" художника Владимира
Волкова (1923-1987). Неизвестного и незнакомого современному зрителю
не в силу собственной бесталанности или внешних обстоятельств, препятствовавших
публичному выставлению картин и скульптуры, но из-за решения, которое
художник принял в 1965 году, - отказаться от выставочной деятельности.
Последующие годы он писал картины, создавал графические серии, вырезал
деревянные скульптуры, размышляя о таких абстрактных материях, как форма,
знаки и аллегории, "внутреннее очищение", "духовное совершенствование".
Как для средневекового монаха реален объект веры, так для Волкова -
"пластическая идея", живопись, искусство.
Владимир Волков, в 60-е годы примкнувший к кругу вышедших из подполья
авангардистов (Кондратьев, Стерлигов, Глебова), тогда же изучивший в
запасниках Русского музея произведения Филонова и Малевича, идеалист
и отшельник, в настоящий момент времени выглядит как типичный русский
художник-авангардист, решающий только вселенские вопросы. "Путь
художника проходит между сциллой порядка и харибдой иррациональности,
между свободой и необходимостью, между логикой здравого смысла и алогизмом
абсурда, бессмыслицы". И хотя организаторы, поставив в качестве
названия выставки фразу из письма художника, стараются убедить зрителей
в его современности, а также - в своевременности появления экспозиции,
их старания не достигают своей цели. Владимир Волков, с его яркими раскрашенными
деревянными скульптурами, экспрессивными графическими "Листьями",
медитативными "Ликами" и "Фигурами", - это прошлое,
это ad marginem. Но между тем, выставка "Срок ответа - завтра…"
как нельзя более уместна в рамках проекта Русского музея "Абстракция
в России. ХХ век", так как, показывая этого странного художника,
выпавшего из времени и истории, помогает сформировать обобщающий образ
русского абстракциониста, исследователя запредельных высот и глубин,
создателя знаков и аллегорий.