Rambler's Top100

01.04.2002
Выставки

Опера "Мастер и Маргарита" как продукт работы воображения
[Елена Невердовская]

29 марта в галерее Д-137 открылась выставка-аудиоинсталляция немецкого сценографа Готтфрида Пильца. Он родился в 1944 году в Зальцбурге, был учеником К. Неера, сценографа Бертольда Брехта, затем работал с Виландом Вагнером, Лукино Висконти, Джоном Дью. В Мариинском театре в качестве художника и режиссера Пильц поставил две оперы - "Золото Рейна" (2000) и "Валькирию" (2001).
Визуальная составляющая выставки представляет собой эскизы декораций Готтфрида Пильца к опере Йорка Хёллера "Мастер и Маргарита" по роману Михаила Булгакова. Аудио-составляющая экспозиции заключается, во-первых, в постоянной трансляции в залах музыкальных записей, и, во-вторых, в наличии нескольких аудио-плейеров с наушниками, с помощью которых можно не только прослушать музыку Хёллера, но и познакомиться с особенностями либретто - на кассете перед записью оперы дается краткое содержание сцены (на русском языке). На каждом плейере помещена табличка с указанием номера акта и сцены из оперы немецкого композитора, такие же данные сопровождают эскизы Пильца. Таким образом, можно, слушая какой-либо музыкальный фрагмент, рассматривать соответствующие эскизы декораций, пытаясь силой воображения воссоздать реальное театральное действо. В помощь рискнувшему отправиться по пути, подобному работе художника и постановщика, даны несколько фотографий, отображающие реально осуществленные декорации: трехмерное пространство, свет, минимальный реквизит. Это снимки сцен из оперы "Валькирия": вертикальный круг, небесное светило, отображается в горизонтальном круге на сцене - столе-жертвеннике. Почти пустое пространство, чистые цвета - черный, красный, меньше - белый.
Декорации Пильца к "Мастеру и Маргарите" по цвету не столь сдержанны, но использованные в них средства также минимальны. Образ большого города передан с помощью нескольких рядов одинаковых прямоугольников - окон. Больница - четыре одинаковых железных кровати. В результате просмотра и прослушивания выставки-аудиоинсталляции вполне может сформироваться мнение, что объектом вдохновения немецкого композитора и немецкого художника стала только та часть произведения Булгакова, которая соответствует серьезному, возвышенному духу германской культуры. В метафизических пустых пространствах оперы "Мастер и Маргарита" никак не может закономерно существовать гротескная, карнавальная составляющая русского романа.
В этот же вечер в "Д-137" состоялся круглый стол по проблемам постановки вагнеровских произведений в 20-ом веке - "Рихард Вагнер. Современное искусство. Петербург". В заключение прошла презентация эскизов к опере "Кольцо Нибелунгов" Ивана Совлачкова.

Ссылки по теме:
"Мастер и Маргарита" в сценографии немецкого художника [Надежда Штиль]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100