29
марта в галерее Д-137 открылась выставка-аудиоинсталляция немецкого
сценографа Готтфрида Пильца. Он родился в 1944 году в Зальцбурге, был
учеником К. Неера, сценографа Бертольда Брехта, затем работал с Виландом
Вагнером, Лукино Висконти, Джоном Дью. В Мариинском театре в качестве
художника и режиссера Пильц поставил две оперы - "Золото Рейна"
(2000) и "Валькирию" (2001).
Визуальная составляющая выставки представляет собой эскизы декораций
Готтфрида Пильца к опере Йорка Хёллера "Мастер и Маргарита"
по роману Михаила Булгакова. Аудио-составляющая экспозиции заключается,
во-первых, в постоянной трансляции в залах музыкальных записей, и, во-вторых,
в наличии нескольких аудио-плейеров с наушниками, с помощью которых
можно не только прослушать музыку Хёллера, но и познакомиться с особенностями
либретто - на кассете перед записью оперы дается краткое содержание
сцены (на русском языке). На каждом плейере помещена табличка с указанием
номера акта и сцены из оперы немецкого композитора, такие же данные
сопровождают эскизы Пильца. Таким образом, можно, слушая какой-либо
музыкальный фрагмент, рассматривать соответствующие эскизы декораций,
пытаясь силой воображения воссоздать реальное театральное действо. В
помощь рискнувшему отправиться по пути, подобному работе художника и
постановщика, даны несколько фотографий, отображающие реально осуществленные
декорации: трехмерное пространство, свет, минимальный реквизит. Это
снимки сцен из оперы "Валькирия": вертикальный круг, небесное
светило, отображается в горизонтальном круге на сцене - столе-жертвеннике.
Почти пустое пространство, чистые цвета - черный, красный, меньше -
белый.
Декорации Пильца к "Мастеру и Маргарите" по цвету не столь
сдержанны, но использованные в них средства также минимальны. Образ
большого города передан с помощью нескольких рядов одинаковых прямоугольников
- окон. Больница - четыре одинаковых железных кровати. В результате
просмотра и прослушивания выставки-аудиоинсталляции вполне может сформироваться
мнение, что объектом вдохновения немецкого композитора и немецкого художника
стала только та часть произведения Булгакова, которая соответствует
серьезному, возвышенному духу германской культуры. В метафизических
пустых пространствах оперы "Мастер и Маргарита" никак не может
закономерно существовать гротескная, карнавальная составляющая русского
романа.
В этот же вечер в "Д-137" состоялся круглый стол по проблемам
постановки вагнеровских произведений в 20-ом веке - "Рихард Вагнер.
Современное искусство. Петербург". В заключение прошла презентация
эскизов к опере "Кольцо Нибелунгов" Ивана Совлачкова.
Ссылки по теме:
"Мастер
и Маргарита" в сценографии немецкого художника [Надежда
Штиль]