Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

01.07.2003
Новости культуры

Остров Юрия Соболева
[Наталия Корбут]

Юрий СоболевЕго путь не укладывается ни в какие стереотипы. Москва, 1960-е, - главный художник журнала "Знание - сила", Тюмень, 1981 год, - работа в театре, Цюрих, Кельн и, наконец, Царское Село, где все, что могло состояться - состоялось. Здесь он нашел свой Остров- преподавал в театральной школе "Интерстудио", общался и работал с молодыми художниками и старыми друзьями. Здесь придумал фестиваль-лабораторию Кукарт. Отсюда он никуда не эмигрировал-свобода была у него внутри: "я почти ни разу в жизни не делал того, чего бы я не хотел" - говорил он.
Отвечая на вопрос, как он решился жить и работать вне центров художественной жизни, Юрий Соболев сказал: "Для меня очень важна психология острова. Я всегда, где бы ни был, стараюсь найти такой остров, или образовать такой остров вокруг себя, на который потом приходят другие люди, поселяются на нем или гостят".
Этот остров - Запасной дворец в Царском селе - не был похож ни на Москву ни на Петербург. Он был центром междисциплинарного обмена творческими идеями. Именно обмена - так как для Соболева самой понятной школой воспитания была форма диалога. Он учил и учился сам. Учил не просто выполнять домашние задания, а делать произведения искусства, учил увидеть невидимое. Говорил, что, работая, нужно вступать в диалог с Миром, а не со своим профессором. Однажды он начертил сетку со всеми ее линиями. Эти линии, определившие место и границы форм, места их пересечений образовали его личный Космос. Магия его изображений ощущалась каждым, кто смотрел на них. Свой метод он называл: Не В Этом Дело. Суть метода объяснял так "тщательность и серьезность" технического исполнения картины стимулирует в зрителе ощущение, что столько труда не может быть вложено в "ничто",заставляет его пристально вглядываться в работу, искать в ней смысл и содержание. Исчерпав все силы своего понимания, он обнаруживает, что "дело не в этом": под слоями, симулирующими некие содержания - просто слой чистой бумаги.
Люди могут удивляться чему угодно, но самих себя они не видят и смотрят на себя без удивления. Удивляться себе учил Соболев. Когда он увидел, что его ученики делают еще один "рисунок Соболева" он понял, что по-настоящему может научить только тому, чего не знал или не умел сам. Искусству перформанса и инсталляции - жанрам, близким к театру. Тому, что зрителю гораздо важнее увидеть и понять не автора, а себя. А значит задачей художника, режиссера является умение заставить человека всмотреться в чистый лист, в паузу между репликами, в пустое пространство. Перемены между уроками Соболева - тоже были значащей пустотой, обещанием собственного путешествия - в другой мир, в свое искусство. Программа фестиваля Кукарт также пестрела пробелами и паузами. Запасной дворец сдавался многоликому художественному воинству, на сцене один авангардный проект сменял другой, в перерывах между выступлениями и открытиями выставок зрителей и участников, друзей и учеников приветствовал седой человек, опирающийся на неизменную трость, - Юрий Соболев. Такой Кукарт уже не повторится, потому что незаменимые - есть.
В последние дни фестиваля соберутся вместе "путешественники", когда-то гостеприимно принятые в Запасном дворце - острове Юрия Соболева. Академики тишины, артисты буто и современного танц-театра, поэты и художники в программе "Без пафоса" сделают попытку воспроизвести штрихи к портрету человека, без которого дом-остров в Царском селе осиротел. Попробуют поставить еще несколько новых точек - наметок нового путешествия, которое продолжается.

Ссылки по тексту:

Кукart меняет ориентиры [Елена Невердовская]

Программа фестиваля



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100