Его
путь не укладывается ни в какие стереотипы. Москва, 1960-е, - главный
художник журнала "Знание - сила", Тюмень, 1981 год, - работа
в театре, Цюрих, Кельн и, наконец, Царское Село, где все, что могло
состояться - состоялось. Здесь он нашел свой Остров- преподавал в театральной
школе "Интерстудио", общался и работал с молодыми художниками
и старыми друзьями. Здесь придумал фестиваль-лабораторию Кукарт. Отсюда
он никуда не эмигрировал-свобода была у него внутри: "я почти ни
разу в жизни не делал того, чего бы я не хотел" - говорил он.
Отвечая на вопрос, как он решился жить и работать вне центров художественной
жизни, Юрий Соболев сказал: "Для меня очень важна психология острова.
Я всегда, где бы ни был, стараюсь найти такой остров, или образовать
такой остров вокруг себя, на который потом приходят другие люди, поселяются
на нем или гостят".
Этот остров - Запасной дворец в Царском селе - не был похож ни на Москву
ни на Петербург. Он был центром междисциплинарного обмена творческими
идеями. Именно обмена - так как для Соболева самой понятной школой воспитания
была форма диалога. Он учил и учился сам. Учил не просто выполнять домашние
задания, а делать произведения искусства, учил увидеть невидимое. Говорил,
что, работая, нужно вступать в диалог с Миром, а не со своим профессором.
Однажды он начертил сетку со всеми ее линиями. Эти линии, определившие
место и границы форм, места их пересечений образовали его личный Космос.
Магия его изображений ощущалась каждым, кто смотрел на них. Свой метод
он называл: Не В Этом Дело. Суть метода объяснял так "тщательность
и серьезность" технического исполнения картины стимулирует в зрителе
ощущение, что столько труда не может быть вложено в "ничто",заставляет
его пристально вглядываться в работу, искать в ней смысл и содержание.
Исчерпав все силы своего понимания, он обнаруживает, что "дело
не в этом": под слоями, симулирующими некие содержания - просто
слой чистой бумаги.
Люди могут удивляться чему угодно, но самих себя они не видят и смотрят
на себя без удивления. Удивляться себе учил Соболев. Когда он увидел,
что его ученики делают еще один "рисунок Соболева" он понял,
что по-настоящему может научить только тому, чего не знал или не умел
сам. Искусству перформанса и инсталляции - жанрам, близким к театру.
Тому, что зрителю гораздо важнее увидеть и понять не автора, а себя.
А значит задачей художника, режиссера является умение заставить человека
всмотреться в чистый лист, в паузу между репликами, в пустое пространство.
Перемены между уроками Соболева - тоже были значащей пустотой, обещанием
собственного путешествия - в другой мир, в свое искусство. Программа
фестиваля Кукарт также пестрела пробелами и паузами. Запасной дворец
сдавался многоликому художественному воинству, на сцене один авангардный
проект сменял другой, в перерывах между выступлениями и открытиями выставок
зрителей и участников, друзей и учеников приветствовал седой человек,
опирающийся на неизменную трость, - Юрий Соболев. Такой Кукарт уже не
повторится, потому что незаменимые - есть.
В последние дни фестиваля соберутся вместе "путешественники",
когда-то гостеприимно принятые в Запасном дворце - острове Юрия Соболева.
Академики тишины, артисты буто и современного танц-театра, поэты и художники
в программе "Без пафоса" сделают попытку воспроизвести штрихи
к портрету человека, без которого дом-остров в Царском селе осиротел.
Попробуют поставить еще несколько новых точек - наметок нового путешествия,
которое продолжается.
Ссылки по тексту:
Кукart меняет ориентиры
[Елена Невердовская]
Программа фестиваля