Все
началось с того, что на гостевой книге группы Аукцыон появилось сообщение:
"Я переписываюсь с экс-вокалистом группы CAN Дамо Сузуки. Он выразил
желание приехать в Россию и сыграть с вами несколько концертов. Свяжитесь
пожалуйста с ним, с уважением Михаил".
Шум вокруг CAN поднялся четыре-пять лет назад, когда эта, честно говоря,
всеми забытая группа, вдруг была объявлена тем, с чего якобы берут пример
нынешние модные и прогрессивные коллективы. В 1998 ей исполнилось тридцать
лет со дня рождения, тоже хороший повод вспомнить прошлое. Были выпущены
альбом эмбиент- и драм-н-бэйсс-ремиксов, видеокассета и книга. Ветераны
дали горы интервью, попали на обложки большинства музыкальных журналов,
похвалились своими нынешними сольными проектами (как правило, не очень
убедительными), и на этом волна, которую гнал британский лейбл Mute,
тихо иссякла. Одним словом, CAN вытащили из забвения как морковку из
грядки, а потом опять туда же и посадили. А между тем, СAN были в высшей
степени неординарным явлением.
Первая запись CAN была сделана в июне 1968 года во время их первого
концерта на выставке современного искусства в Schloss Noervenich рядом
с Cologne.В дальнейшем им посчастливилось получить разрешение на обустройство
собственной студии в Schloss Noervenich. Эта студия представляла собой
две стерео-деки и четыре микрофона. Концертный усилитель использовали
как "микшерный пульт".
В CAN тогда играли: Ирмин Шмидт (Irmin Schmidt) - клавиши, Хольгер Шукай
(Holger Czukay) - басист и звукоинженер, Михаэль Кароли (Michael Karoli)
- гитара, Джеки Либецайт (Jaki Liebezeit) - барабаны и вокалист - Малькольм
Муни (Malcolm Mooney).
Второй альбом CAN "Soundtracks" (1970), состоял из композиций
записанных к фильмам молодых немецких кинорежиссеров. Группа рассматривала
его не в качестве своего второго студийного альбома, а в качестве промежуточного
между первым и вторым.
Промежуточный он ещё и в том смысле, что на нём звучат голоса двух вокалистов
- старого и нового. Дело в том, что Малкольм Муни покинул группу. Несмотря
на то, что к нему относились с редкой теплотой и вниманием, он вёл себя
неадекватно, никак не мог найти смысл жизни, прогуливал репетиции и
концерты, непрерывно курил траву и много пил. В результате он стал неуправляемым
и буквально сошёл с ума: его нужно было охранять, чтобы он не выпрыгнул
из окна. По совету психиатра его отправили домой в США, где он совершенно
прекратил петь.
В мае 1970 года на свой концерт в Мюнхене CAN прибыли без вокалиста.
Хольгер Шукай и Джеки Либецайт сидели в кафе, сквозь стеклянное окно
они увидели странного вида (маленького, худенького и с волосами до колен)
уличного музыканта, который пел либо громко медитировал и делал такие
движения, как будто молился солнцу. "Знаешь что, - сказал Хольгер
своему коллеге, - вон тот парень будет нашим новым певцом". Джеки
только хмыкнул. Тем не менее, музыканты допили кофе и подошли к странному
типу: "Мы, дескать, экспериментальная рок-группа, и сегодня у нас
концерт в клубе Blow Up. Если ты вечером не занят, не хочешь ли присоединиться?"
Парень, оказавшийся японским хиппи, отзывался на имя Дамо Сузуки (Damo
Suzuki). Подумав, он с важным видом согласился.
По общему мнению, концерт в Blow Up прошёл блестяще. Сначала Дамо не
подавал признаков жизни и еле слышно и довольно загадочно гудел в микрофон,
а потом ожил, схватил в руки микрофонную стойку, начал скакать по сцене,
размахивать руками и ногами, изображать из себя самурая и кидаться на
публику. Музыка превратилась в откровенный нойз. Полторы тысячи человек,
собравшиеся на концерт модной группы, дико перепугались и ломанулись
к выходу. Началась драка. Группа продолжала в том же духе дальше...
наконец, в зале осталось всего человек тридцать - как потом оказалось,
американцев. Среди них был голливудский актер David Niven, который,
возможно, представил себе, что он присутствовал на, в некотором роде,
представлении ночного кошмара.
"Don't Turn The Light On, Leave Me Alone" стала первой записью
CAN совместно с Дамо Сузуки.
Дамо Сузуки оказался в Мюнхене на пути из Японии в США. Он пересёк СССР
на поезде, побывал в Москве в 1968 году и двинулся дальше на Запад.
Дамо очень плохо говорил по-английски и сочиняемые им тексты были не
лишены известной странности. Дамо во многом уступал своим новым коллегам,
петь под сложные ритмические конструкции, которые выстукивал Джеки Либецайт,
он был не в состоянии. Кроме того, Дамо стремился петь мелодично, а
к мелодиям CAN вовсе не стремились. Раздражало стариков из CAN и то,
что Дамо любил хардрок и особенно группу Deep Purple. С появлением Дамо
Сузуки изменилась расстановка сил: Дамо был ровесником гитариста Михаэля
Кароли, но дело было не только в этом. Клавишник Ирмин Шмидт и басист
Хольгер Шукай играли очень отрывисто и ритмично, и мелодично-протяжное
пение Дамо было поддержано лишь гитарой Михаэля Кароли.
В своих интервью в 90-х Хольгер Шукай подчёркивал, что CAN - это четыре
инструменталиста, с которыми сотрудничали разные певцы, верно и то,
что Дамо Сузуки ни в коем случае не был музыкальным лидером группы,
однако с его появлением CAN стали во многих отношениях новым коллективом,
а с его уходом в 1973 все чудеса и неожиданности закончились.
Can выпустили с Дамо четыре альбома: Soundtracks 1970, Tago-Mago 1971,
Ege Bamyasi 1972, Future Days 1973.
Damo женился на немецкой девушке из секты "Свидетели Иеговы"
и покинул CAN. Для остальных членов группы это был удар ниже пояса.
Они прослушали массу вокалистов, но ни один из них не устраивал. В дальнейшем
этот недостаток в группе восполняли гитарист Михаэль Кароли, органист
Ирмин Шмидт и иногда Хольгер Шукай.
Возвращение в музыку Дамо состоялось только десять лет спустя, когда
он развелся с женой, покинул "Свидетелей" и присоединился
к немецкой группе Dunkelziffer. Затем, через три года образовал свой
проект Damo Suzuki Band который постепенно трансформировался в Damo
Suzuki Network's.
О последнем проекте Дамо стоит рассказать отдельно. Damo Suzuki Network's
не имеет постоянного состава музыкантов. Отправляясь на гастроли в "дальнее
зарубежье", Дамо собирает местных музыкантов, способных композиторствовать
на сцене. Он особо подчеркивает, что это не джем-сейшн и не импровизация,
а именно композиторство. т.е. музыканты должны создавать музыку прямо
на сцене. Что же в этом случае делает Дамо? О его манере пения ходят
легенды. Вот, что говорит сам Дамо:
"Поскольку я не умею петь, я использую свой голос в качестве инструмента.
Мало какие вещи в жизни вызывали у меня интерес, поэтому я пою ни о
чем. Я импровизирую как с мелодией, так и с текстурой. Я не концентрирую
свое внимание на каком-то определенном предмете. Иногда голосовые звуки,
которые я извлекаю, бывают похожи на английские, французские и немецкие
слова, но на самом деле я пою на языке каменного века."
Его манера пения повлияла на таких вокалистов, как Джонни Лайдон из
Public Image Limited и Марка Смита из The Fall.
Даже не пробуйте понять слова, которые Сузуки поет. Иногда он поет на
никаком языке вообще, а когда он поет по-английски, то делает это расплывчато,
так что требуется спектроанализатор, чтобы расшифровать хотя бы несколько
фраз. Но, в конечном счете, это было только на руку музыкантам: Эти
бормотания и пятна - идеальное сопровождение к музыке CAN и современному
проекту Дамо.
После переписки с Дамо было принято решение, что в октябре Дамо приедет
в Россию со своим коллективом, сыграет пару концертов в Москве 18 октября
("16 тонн") и в Питере 20 октября ("Red Club"),
познакомится с музыкантами из Аукцыона и уже в марте следующего года
вернется создавать русский Network's.
Пресс-релиз создан на основе:
личной переписки, официального сайта Дамо Сузуки http://www.damosuzuki.de/,
http://altmusic.boom.ru/can_info.html,
http://starling.rinet.ru/music/can.htm,
http://www.muzprosvet.ru/can_1.html
http://www.dwelle.de/russian/archiv/mp120800.html