Из
фламандских художников мы с уверенностью назовем только витального
Рубенса. Следом вспомним, что парадоксальный Магритт тоже был бельгийцем.
Более поздний, как это принято говорить, "современный" художник
Поль Дельво известен только специалистам, так же, как и его предшественник
- загадочный Джеймс Энсор. Антверпен решил исправить это положение,
подарив Петербургу в юбилейный год возможность познакомиться с бельгийским
живописцем. В Мраморном зале Российского Этнографического музея представлены
девятнадцать работ Джеймса Энсора из собрания Антверпенского Королевского
музея изобразительных искусств.
Он жил в небольшом курортном Остенде, писал в мастерской на чердаке
родительского дома рыбаков и торговок, на побережье шлюпки и шхуны,
в кафе - жеманных красавиц, любительниц устриц. Свои пейзажи часто
называл "impression", но импрессионистом не был. Современные
ему критики называли художника "пленэристом", восхищались
иллюминационным эффектом свечения, тонкой чувственной живописью, ругали
за сухость и отсутствие сентиментальности. И как-то не обращали внимания
на некоторую странность сюжета. Автопортрет в дамской шляпке с цветами,
натюрморт с шиповатым скатом, вывалившимся из корзины, обилие экзотических
безделушек. Не обращали ровным счетом до того момента, когда Энсор
перестал притворяться реалистом, бросил противопоставлять себя французским
фокусникам света, и занялся "живописью масок". Тогда все
критики в один голос провозгласили его символистом, заговорили о большом
вкладе в историю европейского модернизма. Повод у них был: скелеты,
смерть, театр масок, Иисус Христос, входящий в Брюссель.
Художник
опять скрылся - как на старом чердаке, за сувенирные маски, которыми
торговали в родительской лавке. "Я с радостью спрятался в одиночестве,
где миром правит могущественная и сверкающая маска. Маска кричит мне:
Свежесть тона, яркая мимика, пышный декор, неуправляемые движения,
восхитительная вибрация!" Его картины - как театральный занавес,
скрывающий темноту пустой сцены. Художник - скелет в рабочем пиджачке
- тщится зарисовать открывшуюся ему бездну, как будто заранее зная
о событиях следующего века. Вот он - в центре масочного карнавала,
на другой картине - подглядывает за сражающимися скелетами, делящими
один труп.
Снова "macabre", можно было бы сказать - только если бы
не были эти все образы цитатами из Босха, Гойи, Рембрандта. Энсор
бесповоротно скрылся за "восхитительными вибрациями", за
масками и чужими высказываниями, он оставил зрителя стоять в недоумении
перед чувственной живописью, мало что говорящей рассудку.
Так до конца и не понять: девятнадцать картин художника, выставленных
в черном специально выстроенном посреди Мраморного зала лабиринте,
проливают свет скорее на природу побережья и окружение Энсора, нежели
на его мотивы и поставленные им вопросы. Критики уверяют, что художник
разбирался со светом - но с каким?
Выставка продлится до 23 октября.