2
декабря спектаклем "Лебединое озеро" в Москве откроется
фестиваль - нет, совсем не того, о чем вы подумали. Не классического
балета, а современного танца. Имя ему - "ЦЕХ".
В этом слове - не то намек на средневековое замкнутое сообщество мастеров,
не то констатация урбанистической природы танц-театра. В противовес
ориентированным на Запад фестивалям DanceInversion и Grand Pas, "ЦЕХ"
собирает группы и группки из России и примыкающих к ней постсоветских
республик.
Два года назад первая внутрицеховая встреча российских танцовщиков
и хореографов contemporary dance состоялась в промерзшем недостроенном
здании Театра Наций рядом с Петровкой. В зал надо было пробираться
буквально через стройку, в результате чего происходящее сильно напоминало
собрание приверженцев тайной доктрины в катакомбах.
Для "ЦЕХа'02" было выбрано не менее оригинальное место -
Театр мимики и жеста на Измайловском бульваре. Удаленность от центра
оказалась еще лучшей охраной, чем конспирация, и на спектакли добрались
лишь самые фанатичные адепты.
На этот раз, почувствовав, видимо, что немного перегнули палку, организаторы
фестиваля вышли из подполья и разместились в Центре им. Мейерхольда
и новом зале СТД на Страстном бульваре. Третье издание "ЦЕХа"
больше похоже не на старинную гильдию, а на современную корпорацию,
какой-нибудь "Танец Incorporated". Во многих спектаклях
активно задействованы видеотехнологии. Не удивительно - ведь современный
танец относится к самым открытым в эстетическом отношении жанрам современного
искусства. Никого не удивит, если танцовщики за весь спектакль так
и не шелохнутся, зато будут читать классические стихи или нести отсебятину.
Contemporary dance ушел от балета так далеко, что почти не использует
его лексику даже в ироническом контексте. И в этом отношении "Лебединое
озеро" в постановке москвича Саши Пепеляева и Пеетер Ялакаса
из Эстонии станет редким исключением. Соавторы обещают будущему зрителю
коллаж, созданный из уже известных образов знаменитого балета, социальных,
художественных и эстетических цитат.
В
других программах будут показаны новые работы российских хореографов
из столиц и провинции: Татьяны Багановой из Екатеринбурга, Ольги Поны
из Челябинска, Сергея Андрианова из Уфы, московских "По.В.С.Танцев"
и дуэта Яны Чуприной и Тани Лузай из Петербурга. Причем на роль столиц
в данном случае могут претендовать как раз города Урала: Екатеринбург,
приславший на фестиваль три коллектива ("Провинциальные танцы",
"Киплинг" и "АртФабрика"), и столь же солидно
представленный Челябинск (помимо труппы Ольги Поны, это "Окоем"
и "Колония нестрогого танца").
"ЦЕХ" называет себя "фестивалем неотформатированного
танца и перформанса". Это значит, что из зала иной раз можно
будет вылететь с жалобным стоном: "За что мне такие муки?".
Но в следующий раз можно выйти преображенным и просветленным.
Сайт фестиваля