29
марта в Культурном центре ДОМ состоялся концерт австралийской группы
THE NECKS.
Небольшой зал ДОМа был переполнен. Возбужденная ожиданием, встречами
со знакомыми, а так же пивом, которое продавалось тут же, публика протерпела
около получаса, после чего аплодисментами стала приглашать артистов
на сцену. После короткого представления трио, наконец-то, появилось.
Расположившись по классической джазовой схеме, Крис Абрахамс (фортепьяно)
- справа, Тони Бак (ударник) - слева и Ллойд Свентон (контрабас) в центре,
музыканты, закрыв глаза, на несколько минут затихли. И пока они искали
внутренним взором еще неслышимые слушателями гармонии, все имели возможность
внимательно рассмотреть этих людей. Даже цветовая композиция, созданная
их лицами, позами, одеждами позволяла ожидать чего-то действительно
интересного и цельного. Крис Абрахамс, наверное, сосредоточие медитативности
и спокойствия в группе, был одет в яркую красную рубашку. Тони Бак -
футболка, джинсы, неопределенного, скорее "никакого" цвета,
не мог сидеть неподвижно, как и полагается (в моем представлении) ударнику,
хранителю ритма и энергии. Ллойд Свентон, контрабас, был одет в такую
же неброскую одежду, а тени от микрофонов создавали ощущение масляных
пятен на его одежде. В общем, сразу почувствовалось - "свои"
парни.
Музыканты исполнили две композиции. Каждая длилась около часа.
Первая композиция началась очень тихо, филигранными трелями Криса Абрахамса.
Постепенно к нему присоединились ударник и контрабас. Все развивалось
не спеша. Эта музыка и была похожа на джаз и все же сильно отличалась
от него, во всяком случае, от старого классического джаза. Была похожа
составом исполнителей, импровизационностью, иногда гармониями. Отличалась
же тем, что, во-первых, не было темы, слушатели просто были погружены
в необычное, но все же цельное и гармоничное, звучание, во-вторых, отдельные
музыкальные фразы повторялись и повторялись, повторялись и повторялись,
пока их жизненность не истощалась, но так как это были, скорее, просто
гармонии, что-то похожее на звук бегущей воды или на игру пламени, то
это не надоедало.
Первыми же звуками рояля музыканты сказали, что-то, что здесь произойдет,
будет необычным, и они не обманули. Звуки, которые NECKS извлекали из
своих инструментов, заставляли иногда внимательно сканировать сцену,
просто чтобы понять, откуда они исходят. Так, я узнал нечто новое о
технике игры на вроде бы таком классическом инструменте, как рояль.
В течение всех композиций рояль звучал непривычно, но однажды я был
совсем поражен его звучанием. Внимательно присмотревшись, я увидел,
что Крис Абрахамс, просто играет не пальцами, а... кулаками. Ллойд Свентон
(контрабас) тоже иногда извлекал из своего инструмента "странные"
звучания, но необычнее всех был, конечно, Тони Бак (ударник). Так, например,
во второй композиции, в конце, я услышал звук скрипки. Внимательно приглядевшись
к контрабасу, я понял, что это не контрабас. Это был Тони Бак. Он палочкой
двигал тарелку, и она скрипела, но так, что казалось, что это скрипка.
Никогда бы не подумал, что на ударном инструменте можно извлечь такой
звук.
Итак, первая композиция развивалась не спеша, от полного пиано, к полному
форте, и постепенно затихая к концу. Минут через двадцать после начала
в зале появилась некоторая отрешенность, затем стало более шумно, публика
слегка заскучала. Тема так и не прозвучала, но те ритмы и гармонии,
которые, в конце концов, нам подарили, конечно, стоили нашего терпения.
После сорокаминутного перерыва, NECKS исполнил вторую композицию. И
эта композиция почти взорвала публику. Уже в середине можно было видеть,
как позвоночники слушающих начинали непроизвольно сокращаться в такт
музыке. И когда музыканты заиграли в полную силу с развернутым ритмом,
применяя весь арсенал своих секретных приемов игры, конечно, зал завибрировал.
Закончили музыканты под взрыв аплодисментов.
Это был THE NECKS.
Ссылки по теме:
Музыка
"The Necks" - пост-джаз, пост-рок, пост-даб, …
[Дмитрий Шолохов]