Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

02.06.2003
Выставки

Русский музей удивил
[Елена Невердовская]

В.И.Суриков- Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге, 1870Любовь Русского музея к проектам масштабным и энциклопедически подробным общеизвестна. Эти два качества обычно восполняют отсутствие интересной или, хотя бы, правомерной экспозиционной концепции. Критики в адрес выставок "Русский портрет", "Двое" и, особенно, "Абстракция в России. Век ХХ" было предостаточно - отголоски слышны и поныне. Поэтому странно было бы ожидать от выставки "Портрет города и горожан" свежего замысла, тем более, что само название давало понять: в залах корпуса Бенуа постараются вместить не только все 300 лет Петербурга-Петрограда-Ленинграда, но и картинки из жизни его жителей - как именитых, так и простых.
"Портрет города и горожан" заполнил оба крыла здания на канале Грибоедова. Справа - портрет города. Слева - горожан. Стрелочка дает совет осматривать справа. Граду - приоритет. Начало логично и не вызывает никаких нареканий. Гравюры, изображающие первые петровские хоромы, меншиковскую деревянную мызу, верейки и корабли. Карты-схемы строящейся Петропавловской крепости, в плане напоминающей корону. Верфи, стройки, битвы. И все - жестким немецким пером, резцом. Или голландским.
Следующий зал столь же интересен - Петербург конца 18 - нач. 19 века едва узнаваем: вместо набережных - каменистые пляжи с рыбацкими снастями, большей части дворцов еще не построено, проспектами называются не улицы, а реки. Гравюры "Проспект вверх по Неве" и "Проспект по Фонтанке" позволяют увериться, что прозвище "Северная Венеция" город получил не случайно. Все русло рек забито лодками, корабликами, яликами, баркасами, кораблями - совсем как современный Невский машинами в часы пик.
Но чем ближе Петербург к современному городу, тем однообразнее смотрится экспозиция, предлагающая зрителю знакомые виды знакомых авторов. Начало ХХ века маркируют пейзажи Бенуа и Остроумовой-Лебедевой - виды прежние, язык новый. Русский музей тоже хочет показывать исключительно один город - столицу Российской империи 19 века, город Росси, Кваренги, Штакеншнейдера и др., но сделать это стремится по-новому. В традиционную экспозицию включена настоящая (!) видеоинсталляция. В последнем зале правого крыла выставки слегка приглушен свет, две противоположные стены соединяет пролет моста, под ним Петербург с палубы экскурсионного катера - проплывают гранитные набережные, тополя, соборы, дома. Это видеоразвлечение "По рекам и каналам" - не последний сюрприз "Портрета города и горожан". Чтобы дойти до второго, необходимо рассмотреть всех горожан, расположенных в левом крыле.
Все, на первый взгляд, кажется ясным: вот сценки из мещанской жизни, быт извозчиков, кухарок, подмастерьев и торговцев. Чуть далее - картинки времяпрепровождения дворян: балы, игра в карты, музицирование, маскарады. Еще шаг - сходки, листовки, путиловские рабочие, революционеры. Толкучки эпохи военного коммунизма, барахолки и НЭП. Как будто собранный из цветных кусочков "Двор" Павла Филонова, ленинградские пейзажи его учениц. Блокада. Война.
Дальше мысль останавливается. В одном из залов достаточно однородное выставочное пространство картин, гравюр, мелкой пластики разрушено предметами интерьера, посудой, мебелью. С одной стороны в витринах, как будто позаимствованных в советском универмаге, выставлены бронзовые канделябры, дворянская утварь; с другой - пролетарский фарфор, революционные ситцы. Экспозиция напоминает антикварную лавку, в которой товар выставлен в хронологическом порядке или, что называется, по жанрам. Следующий зал - портреты деятелей культуры - петербургской, ленинградской. Чинно и монотонно. Предпочтение искусству, проверенному временем, - хотя бы и засушенному академизму: изображение одного из директоров Эрмитажа Б. Б. Пиотровского кисти одного из ректоров Института им. Репина. В таком духе - до конца. До второго взлета фантазии, второго сюрприза: симметричной видеоинсталляции. В последнем также полутемном зале кружится голова: на стене мелькают крыши, шпили, купола, акватория синей Невы - Петербург с борта вертолета.
Как и предполагалось, Русский музей ожиданий не обманул, разве что удивил. Во-первых, включением видеопортретов Петербурга, хотя вряд ли фильмы, которые транслировались в двух залах, даже с натяжкой можно назвать произведениями искусства. Во-вторых, отказом от репрезентации в экспозиции художников последних десятилетий прошлого века. Исключением, буквально, бросившимся в глаза, стали "Фонтанка" Тимура Новикова, размещенная в непосредственной близости от видеоэкрана "по рекам и каналам", и "Стакан" Константина Симуна (отшлифованный ограненный горный хрусталь на булыжнике).
Возможно, что причиной удивительных изменений в выставочной политике стала критика предыдущих проектов - упреки, с одной стороны, в консервативности, с другой - в неразборчивости (большей частью это говорилось по отношению к "Абстракции в России"). Но, к сожалению, нововведения "Портрет…" не спасли: экспозиция не воспринимается целиком. Если рассказ о городе (об архитектуре и строительстве, но не о феномене) еще более-менее получился, то о заметки о горожанах выглядят совершенно удручающе.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100