Любовь
Русского музея к проектам масштабным и энциклопедически подробным общеизвестна.
Эти два качества обычно восполняют отсутствие интересной или, хотя бы,
правомерной экспозиционной концепции. Критики в адрес выставок "Русский
портрет", "Двое" и, особенно, "Абстракция в России.
Век ХХ" было предостаточно - отголоски слышны и поныне. Поэтому
странно было бы ожидать от выставки "Портрет города и горожан"
свежего замысла, тем более, что само название давало понять: в залах
корпуса Бенуа постараются вместить не только все 300 лет Петербурга-Петрограда-Ленинграда,
но и картинки из жизни его жителей - как именитых, так и простых.
"Портрет города и горожан" заполнил оба крыла здания на канале
Грибоедова. Справа - портрет города. Слева - горожан. Стрелочка дает
совет осматривать справа. Граду - приоритет. Начало логично и не вызывает
никаких нареканий. Гравюры, изображающие первые петровские хоромы, меншиковскую
деревянную мызу, верейки и корабли. Карты-схемы строящейся Петропавловской
крепости, в плане напоминающей корону. Верфи, стройки, битвы. И все
- жестким немецким пером, резцом. Или голландским.
Следующий зал столь же интересен - Петербург конца 18 - нач. 19 века
едва узнаваем: вместо набережных - каменистые пляжи с рыбацкими снастями,
большей части дворцов еще не построено, проспектами называются не улицы,
а реки. Гравюры "Проспект вверх по Неве" и "Проспект
по Фонтанке" позволяют увериться, что прозвище "Северная Венеция"
город получил не случайно. Все русло рек забито лодками, корабликами,
яликами, баркасами, кораблями - совсем как современный Невский машинами
в часы пик.
Но чем ближе Петербург к современному городу, тем однообразнее смотрится
экспозиция, предлагающая зрителю знакомые виды знакомых авторов. Начало
ХХ века маркируют пейзажи Бенуа и Остроумовой-Лебедевой - виды прежние,
язык новый. Русский музей тоже хочет показывать исключительно один город
- столицу Российской империи 19 века, город Росси, Кваренги, Штакеншнейдера
и др., но сделать это стремится по-новому. В традиционную экспозицию
включена настоящая (!) видеоинсталляция. В последнем зале правого крыла
выставки слегка приглушен свет, две противоположные стены соединяет
пролет моста, под ним Петербург с палубы экскурсионного катера - проплывают
гранитные набережные, тополя, соборы, дома. Это видеоразвлечение "По
рекам и каналам" - не последний сюрприз "Портрета города и
горожан". Чтобы дойти до второго, необходимо рассмотреть всех горожан,
расположенных в левом крыле.
Все, на первый взгляд, кажется ясным: вот сценки из мещанской жизни,
быт извозчиков, кухарок, подмастерьев и торговцев. Чуть далее - картинки
времяпрепровождения дворян: балы, игра в карты, музицирование, маскарады.
Еще шаг - сходки, листовки, путиловские рабочие, революционеры. Толкучки
эпохи военного коммунизма, барахолки и НЭП. Как будто собранный из цветных
кусочков "Двор" Павла Филонова, ленинградские пейзажи его
учениц. Блокада. Война.
Дальше мысль останавливается. В одном из залов достаточно однородное
выставочное пространство картин, гравюр, мелкой пластики разрушено предметами
интерьера, посудой, мебелью. С одной стороны в витринах, как будто позаимствованных
в советском универмаге, выставлены бронзовые канделябры, дворянская
утварь; с другой - пролетарский фарфор, революционные ситцы. Экспозиция
напоминает антикварную лавку, в которой товар выставлен в хронологическом
порядке или, что называется, по жанрам. Следующий зал - портреты деятелей
культуры - петербургской, ленинградской. Чинно и монотонно. Предпочтение
искусству, проверенному временем, - хотя бы и засушенному академизму:
изображение одного из директоров Эрмитажа Б. Б. Пиотровского кисти одного
из ректоров Института им. Репина. В таком духе - до конца. До второго
взлета фантазии, второго сюрприза: симметричной видеоинсталляции. В
последнем также полутемном зале кружится голова: на стене мелькают крыши,
шпили, купола, акватория синей Невы - Петербург с борта вертолета.
Как и предполагалось, Русский музей ожиданий не обманул, разве что удивил.
Во-первых, включением видеопортретов Петербурга, хотя вряд ли фильмы,
которые транслировались в двух залах, даже с натяжкой можно назвать
произведениями искусства. Во-вторых, отказом от репрезентации в экспозиции
художников последних десятилетий прошлого века. Исключением, буквально,
бросившимся в глаза, стали "Фонтанка" Тимура Новикова, размещенная
в непосредственной близости от видеоэкрана "по рекам и каналам",
и "Стакан" Константина Симуна (отшлифованный ограненный горный
хрусталь на булыжнике).
Возможно, что причиной удивительных изменений в выставочной политике
стала критика предыдущих проектов - упреки, с одной стороны, в консервативности,
с другой - в неразборчивости (большей частью это говорилось по отношению
к "Абстракции в России"). Но, к сожалению, нововведения "Портрет…"
не спасли: экспозиция не воспринимается целиком. Если рассказ о городе
(об архитектуре и строительстве, но не о феномене) еще более-менее получился,
то о заметки о горожанах выглядят совершенно удручающе.