Выставка
"Мариинский театр: тема с вариациями", организованная Русским
музеем совместно с Государственным академическим Мариинским театром
и Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального
искусства, проходит сейчас в залах Мраморного дворца. Авторы экспозиции
соединили элементы реди-мейда и инсталляции с традиционным принципом
размещения "классических" музейных экспонатов - костюмов артистов
императорского театра, эскизов и макетов декораций к постановкам, портретов
композиторов и исполнителей (всего около 700 экспонатов).
Вариация первая: Магический круг
Фантазия авторов превратила выставку театральных экспонатов в настоящую
интерактивную зону закулисья - шумовые и световые эффекты, бутафория,
элементы сценической машинерии. Никто не останется здесь сторонним наблюдателем,
каждый посетитель - участник действа, уносящего в мир, где реальность
соединяется с мистикой. Бродя по темным закулисным пространствам, вглядываясь,
вслушиваясь, погружаясь в атмосферу создания спектакля, попадаешь в
"магический круг", царящий по ту сторону рампы. Мир софитов,
нарисованных дворцов и бумажных цветов становится реальным, в волшебном
лесу "Сильфиды" появляется настоящий запах лилий, а факелы,
горящие перед дворцом египетского царя Радамеса, обжигают своим пламенем.
Вариация вторая: Сплетение времен
Восемь
залов "исторической" части экспозиции - восемь фантазий о
Мариинском театре, с момента его создания до сегодняшнего дня. Проходя
по выставке проживаешь маленькую жизнь вместе с театром: небывалый подъем
с Мариусом Петипа, поклонение Вагнеру, мастерство корифеев русской оперы,
перемены в области сценического искусства, связанные с именами Мейерхольда,
Фокина и мирискусниками, "вихрь авангарда" с его поисками
новых форм… Но объединение "века нынешнего и века минувшего"
происходит не только в этом историческом променаде. Подлинные театральные
реликвии сочетаются с оригинальными элементами современной сценографии,
герои премьер "Бориса Годунова", "Лебединого озера",
"Спящей Красавицы", "Щелкунчика", "Пиковой
дамы" встречаются с героями современных интерпретаций этих шедевров.
Вариация третья: Ребусы и головоломки
Думать, сопоставлять, решать разные ребусы приходится буквально на каждом
шагу. Множество экспонатов не подписаны, или их присутствие здесь, казалось
бы, ничем не оправдано. Одни недоуменно пожмут плечами и пройдут дальше,
другие - остановятся, всмотрятся, попробуют найти версии по поводу "неопознанных
объектов"; на самом деле все продумано до мелочей: сцена из "Гибели
богов" легко идентифицируется по висящим рядом эскизам декораций,
присутствие в одном поле зрения портретов царей Михаила Федоровича Романова,
Николая Первого и певицы Анны Воробьевой объясняется контекстом оперы
"Жизнь за Царя", а включение портрета графини Натальи Голицыной
в экспонаты, посвященные "Пиковой даме" оценят те, кто знаком
с историей создания романа Пушкина.
Вариация четвертая: Тайна под пеленой занавеса
Полупрозрачная сетка, в рисунке которой без труда узнаются очертания
знакомого занавеса, за ней - личные вещи "обитателей" Мариинки
- фотографии, ноты, цветы, награды, словом, вся жизнь, протекающая за
кулисами театра. Неизвестно, кто эти люди на фотографиях, не разобрать
надписи, книги здесь полузакрыты; полупрозрачный занавес, словно пелена
времени отделяет от того, что находится внутри - нечто сокровенное,
к чему можно лишь слегка прикоснуться, но не проникнуть вглубь. С движением
времени люди на фотографиях становятся все современнее, появляются знакомые
лица - Рудольф Нуреев, Ирма Ниорадзе, Ольга Бородина, Владимир Галузин…
Эпилог
Выставка-спектакль - так назвали ее сами авторы. Спектакль, в котором
впервые участвуют зрители, спектакль о жизни в близком и в то же время
таком далеком мире, прикоснувшись к которому становишься ближе к величайшему
чуду, именуемому Мариинский театр…