В
Мраморном дворце открыта выставка группы восьми "Лестница",
в экспозиции которой представлены живописные, графические и скульптурные
работы за достаточно внушительный период времени - самые ранние относятся
к середине 60-х, наиболее поздние созданы уже в 2000-2001 году.
Эта выставка посвящена 25-летнему юбилею группы, но на самом деле он
был два года назад. И это не единственная несостыковка: существование
самой группы - большой вопрос. Как признается один из ее членов, живописец
Анатолий Заславский, сущность "Лестницы" с момента ее образования
была неопределенна, также неуловима, как и в настоящий момент. Но он
все-таки тешит себя мыслью, что группа восьми существует - где-то между
"газоневщиной" и "союзом". Настоящая выставка делает
все предположения о причинах, побудивших восемь художников объединиться,
нелепыми - кроме одной единственной. И эта единственная причина заключается
в том, что "вместе легче пробиваться". В настоящее время,
когда каждый может пробиваться сам, восемь авторов "Лестницы"
не объединяет ничто, кроме общей истории совместных выставок. Об этом
- ряд плакатов при входе на экспозицию.
Что же касается самой выставки, то, как нет смысла говорить о какой
бы то ни было общности художников "Лестницы", так нет смысла
упоминать о каждом. Потому что произведения трех авторов - живопись
Анатолия Заславского и В.Долгополова, графика С.Белого - значительно
превосходят все представленное в экспозиции. На декоративных скульптурных
композициях взгляд вообще не задерживается, такие вещицы уместны разве
что в фойе детского театра или цирка, а о работах Мишина сложно говорить,
как о живописи.
Так вот, о трех художниках, впечатление от произведений которых стали
сразу достоянием архивов памяти. На картинах Заславского - Петербург,
его мостики, набережные, улицы и дворы: "Большие тучи", "Львиный
мостик", "Колокольная улица", "Двор в конце лесного
проспекта". Причина их особой живописности - северное высокое небо
и отражающие водные поверхности Невы и каналов. Живопись Долгополова
контрастна свето-воздушному городу Заславского. Мир его картин - это
Азия. Раскаленный воздух настолько прозрачен, что все предметы, части
пейзажа, люди переданы художником с помощью насыщенного и плотного цвета.
Красный ослик на фоне темных сине-зеленых гор - "Возвращение домой"
(1966), полосатый халат и яркая тюбетейка - "Продавец гранатов".
Если живопись Заславского и Долгополова способна извлечь из памяти какие-то
зрительные воспоминания и ассоциации, то графика Белого доставляет удовольствие
совсем другого рода. Разглядывая его подвижных человечков на жанровых
картинках, тридцати-сорокалетний зритель может вспомнить не столько
советскую реальность 70-х - начала 80-х, сколько ее представление в
детской литературе, может, даже собственные детские книжки. Ведь тогда,
как и раньше в 30-е годы, детские издательства предоставляли художникам
определенную нишу, допуская на страницы детских книг еретические высказывания,
как формалистские, так и идеологические. "Демонстрация", "Профсоюзное
собрание" (1981), "Укладка асфальта" (1983), "Обновление
парка" (1987) - это не беспристрастные документы советской реальности,
а веселая клоунада, иллюстрации к детским, даже скорее, детсадовским
стишкам.
Даже из трех приведенных примеров становится ясно, что художники, составившие
группу восьми, слишком разные. Их эфемерное объединение существует только
благодаря тому, что все они принадлежат к одному поколению, что жили
и живут в одном городе. В момент образования они были слишком уж непохожи
на остальных. Эти "восемь" не были нонконформистами, но и
не старались приспособить свое собственное видение к официально принятой
традиции. Они - просто художники, которые не захотели работать в стол,
а смогли объединиться и выставлять свои произведения.
Ссылки по теме:
"Лестница"
отмечает свой юбилей [Надежда Штиль]