Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

02.08.2002
Выставки

Выставка восьми
[Надежда Штиль]

Анатолий Заславский. Казанский соборВ Мраморном дворце открыта выставка группы восьми "Лестница", в экспозиции которой представлены живописные, графические и скульптурные работы за достаточно внушительный период времени - самые ранние относятся к середине 60-х, наиболее поздние созданы уже в 2000-2001 году.
Эта выставка посвящена 25-летнему юбилею группы, но на самом деле он был два года назад. И это не единственная несостыковка: существование самой группы - большой вопрос. Как признается один из ее членов, живописец Анатолий Заславский, сущность "Лестницы" с момента ее образования была неопределенна, также неуловима, как и в настоящий момент. Но он все-таки тешит себя мыслью, что группа восьми существует - где-то между "газоневщиной" и "союзом". Настоящая выставка делает все предположения о причинах, побудивших восемь художников объединиться, нелепыми - кроме одной единственной. И эта единственная причина заключается в том, что "вместе легче пробиваться". В настоящее время, когда каждый может пробиваться сам, восемь авторов "Лестницы" не объединяет ничто, кроме общей истории совместных выставок. Об этом - ряд плакатов при входе на экспозицию.
Что же касается самой выставки, то, как нет смысла говорить о какой бы то ни было общности художников "Лестницы", так нет смысла упоминать о каждом. Потому что произведения трех авторов - живопись Анатолия Заславского и В.Долгополова, графика С.Белого - значительно превосходят все представленное в экспозиции. На декоративных скульптурных композициях взгляд вообще не задерживается, такие вещицы уместны разве что в фойе детского театра или цирка, а о работах Мишина сложно говорить, как о живописи.
Так вот, о трех художниках, впечатление от произведений которых стали сразу достоянием архивов памяти. На картинах Заславского - Петербург, его мостики, набережные, улицы и дворы: "Большие тучи", "Львиный мостик", "Колокольная улица", "Двор в конце лесного проспекта". Причина их особой живописности - северное высокое небо и отражающие водные поверхности Невы и каналов. Живопись Долгополова контрастна свето-воздушному городу Заславского. Мир его картин - это Азия. Раскаленный воздух настолько прозрачен, что все предметы, части пейзажа, люди переданы художником с помощью насыщенного и плотного цвета. Красный ослик на фоне темных сине-зеленых гор - "Возвращение домой" (1966), полосатый халат и яркая тюбетейка - "Продавец гранатов".
Если живопись Заславского и Долгополова способна извлечь из памяти какие-то зрительные воспоминания и ассоциации, то графика Белого доставляет удовольствие совсем другого рода. Разглядывая его подвижных человечков на жанровых картинках, тридцати-сорокалетний зритель может вспомнить не столько советскую реальность 70-х - начала 80-х, сколько ее представление в детской литературе, может, даже собственные детские книжки. Ведь тогда, как и раньше в 30-е годы, детские издательства предоставляли художникам определенную нишу, допуская на страницы детских книг еретические высказывания, как формалистские, так и идеологические. "Демонстрация", "Профсоюзное собрание" (1981), "Укладка асфальта" (1983), "Обновление парка" (1987) - это не беспристрастные документы советской реальности, а веселая клоунада, иллюстрации к детским, даже скорее, детсадовским стишкам.
Даже из трех приведенных примеров становится ясно, что художники, составившие группу восьми, слишком разные. Их эфемерное объединение существует только благодаря тому, что все они принадлежат к одному поколению, что жили и живут в одном городе. В момент образования они были слишком уж непохожи на остальных. Эти "восемь" не были нонконформистами, но и не старались приспособить свое собственное видение к официально принятой традиции. Они - просто художники, которые не захотели работать в стол, а смогли объединиться и выставлять свои произведения.

Ссылки по теме:
"Лестница" отмечает свой юбилей [Надежда Штиль]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100