02.10.2002
Актуальное
искусство
Родные палестины: русский человек любит вспоминать,
но не любит жить
[Елена Невердовская]
В
галерее "Navicula artis" проходит выставка "Родные палестины",
задуманная и осуществленная Ларисой Георгиевной Кондратьевой. Основу
этой экспозиции, как сказал куратор галереи Глеб Ершов, превратившей
выставочное помещение просто в какой-то мемориальный музей, составил
анонимный альбом "светописных снимков" жизни мелкопоместной
дворянской усадьбы. Прослеживаемая история существования и перемещения
этого альбома любопытна и полна то ли глупых случайностей, то ли многозначных
совпадений. Как пишет автор проекта в тексте-комментарии к выставке:
"В 1989 г. Василий Кондратьев (1967-1999) получил его от Сергея
Васильевича Кривцова (1956-1991), тонкого психиатра, наблюдателя нравов,
книгочея, трагического алкоголика и наркомана, семнадцатилетним приехавшего
из провинции учиться в "Первом меде" и уже в бытность свою
врачом не вынесшего испытания Петербургом. Альбом был продан Сергею
Васильевичу мужиком-алкоголиком в страшном сейчас "Бассейном кооперативе",
кратковременном счастливом обиталище поэтессы Одоевцевой, куда, вероятно,
могли поселиться изначальные владельцы альбома. Вряд ли он был украден.
Что за ценность для вора? Скорее, "выморочное имущество" угасшей
семьи уже в наше время разобрали соседи, и у кого-то рука не поднялась
выбросить это свидетельство прежней жизни. И видно, что рука была из
тех, какие весь дом Одоевцевой (и город!) довели до отчаянного состояния.
Василий получил этот "документ эпохи" с наказом вникнуть и
вдохновиться, на что обещал "Рукопись, отпечатанную на ремингтоне".
Когда-нибудь в необозримом будущем молодого писателя".
Все же время жизни этого анонимного альбома, как, впрочем, и истории
его персонажей и их наследников, - не поддаются никакому рационально-историческому
восстановлению. Только - литературному. Как раз выставка "Родные
палестины" и представляет собой попытку воссоздания утраченной
истории, нарушенных связей, и в то же время - данью памяти, которая
обычно имеет вид продолжения существования в чужих воспоминаниях, хотя
бы даже как намек на наличие традиции, на реальность этого утраченного
прошлого. Лариса Георгиевна Кондратьева "восстановила" чужую
память с помощью "чужих высказываний" - она сопроводила анонимные
снимки фрагментами из произведений современников героев фотоальбома
- Бунина, Толстого, Чехова.
В своем вступлении Л. Г. Кондратьева заметила, что в Америке есть такое
выражение "писатель -минус произведение" - это говорится о
том писателе, который пишет, но ничего не публикует (по каким-то внутренним
причинам). В случае настоящей выставки, - минус-произведение и минус-писатель,
который его не написал. От себя же хочется добавить, что и минус-персонаж,
и минус-наследник. Но за всеми этими минусами, которые взаимоуничтожились
не без воздействия Кондратьевой, стоит реальность ускользнувшего, но
в последний момент все-таки пойманного прошлого, страшного и печального,
чужого далекого, но при этом - понятного благодаря русской литературе,
благодаря еще не утраченной традиции внимательного чтения, общей культуре
и почти юношеской способности воображения.