03.03.2004
Новости культуры
Что-то, где-то и золотые вишни
[Дмитрий Абаулин]
3,
5 и 7 марта 2004 года в Мариинском театре пройдет премьера трех постановок
Уильяма Форсайта. Мариинка стала первой российской балетной труппой,
в чьем репертуаре появится программа балетов одного из священных чудовищ
современного танцевального театра. В течение 20 последних лет этот
родившийся в США хореограф возглавляет Франкфуртский балет.
Больше года балетный мир следил за развитием событий во Франкфурте.
В августе 2002 года Форсайт заявил, что не собирается продлевать свой
истекающий в 2004 году контракт. За потоком благодарностей в адрес
городских властей, оказывавших Франкфуртскому балету неоценимую помощь,
читался противоположный смысл: Форсайт не намерен соглашаться на сокращение
финансирования своей труппы. Каждый месяц приносил сведения о все
новых и новых предложениях, поступающих Форсайту из разных городов
Германии и других стран. В то же время Франкфурт стремился удержать
хореографа у себя.
Наконец в январе нынешнего года был подписан многосторонний контракт
между германскими землями Гессен и Тюрингия и городами Дрезден и Франкфурт,
по которому Форсайт встанет во главе новой независимой труппы. Франкфуртский
балет в его нынешнем виде доживает последний год.
Тем временем Петербург вел свою собственную работу. В 2002 году Франкфуртский
балет стал участником балетного фестиваля "Мариинский",
где был показан "Artifact-II". Потом артисты Мариинки практиковались
во Франкфурте. И вот наконец балеты Форсайта вошли в репертуар петербургского
театра. Инициативу по форсайтизации России пыталась взять на себя
и Москва, но запланированная на Манежной площади в рамках Второго
фестиваля европейского современного танца видеоинсталляция "Город
абстракций" была отменена после событий 11 сентября 2001 года.
Пришедшим на премьерные спектакли зрителям предстоит увидеть три балета,
в которых Форсайт является как хореографом, так и художником: Steptext
на музыку Баха, The vertiginous thrill of exactitude на музыку Шуберта
и легендарный спектакль In the middle, somewhat elevated. В Мариинском
театре он получит русское название, весьма далекое от английского:
"Там, где висят золотые вишни". По легенде, в 1987 году
во время подготовки премьеры этого спектакля в Париже бутафоры не
успели сделать придуманные Форсайтом золотые объекты, и в центре сцены
висели лишь несколько маленьких вишенок. В результате балет в последний
момент получил название "Нечто, висящее в центре". На самом
деле слово elevated далеко не так просто: среди его значений не только
"подвесной", но и "возвышенный", а также "подвыпивший"
и "бодрый". Но на первый раз нам хватит и просто вишенок.