Сто
"классических" стульев в масштабе 1:6 станут объектами выставки
"Масштаб дизайна" в новом выставочном зале Музея городской
скульптуры с 8 по 27 апреля
Нетрудно подсчитать, если треть своей жизни человек проводит в кровати,
то, по меньшей мере, одну шестую ее часть - на стуле, в кресле или на
табуретке. После этих подсчетов идея сделать выставку, посвященную стулу,
как культовому предмету обстановки, покажется не такой уж странной.
Особенно, если за дело взялись немцы с их врожденной педантичностью:
на выставке "Масштаб дизайна" в новом выставочном зале Музея
городской скульптуры, организованной Гете Институтом, можно проследить
весь генезис "культуры стула" - от продукта кустарного промысла
через революционные эксперименты Баухауза, экстраординарные проекты
Марселя Бройера и Ле Корбюзье до ультрасовременных штучек от Филиппа
Старка, Фрэнка Гери и Джаспера Морриса.
Стул
для создателей выставки - не просто утилитарный предмет обстановки или
повод порассуждать об эволюции дизайнерской мысли, но, прежде всего,
- свидетель своей эпохи и визитная карточка его дизайнера и хозяина:
то, чем ты пользуешься (в данном случае - сидишь), то ты и есть. В России,
где о большей части выставленных дизайнерских изысков знают по преимуществу
понаслышке и по картинкам в западных журналах, этот слоган, возможно,
будет расценен как метафора или нонсенс, чего не скажешь о так называемом
"обществе потребления".
Об этом же, кстати, говорит и тот факт, что экспонаты для выставки предоставлены
музеем дизайна "Витра" из города Вайль на Рейне. "Витра"
не рядовая муниципальная или государственная культурная институция,
но - типичный продукт сращивания большой индустрии и высокого дизайна.
Если хотите -бизнес и искусство в одном флаконе, поскольку организован
при одноименном мебельном концерне, производящем не игрушечную, но самую
настоящую мебель.
Это,
впрочем, не мешало ему заказывать проект здания музея у Фрэнка Гери,
здание пожарной охраны - у не менее неординарного архитектора Захи Хадид,
павильон для пресс-конференций - у Тадао Андо, а производственные цеха
- у Николя Гримшоу и Альваро Сиза. Заниматься экспонированием "антипродуктов
для анти потребителей" от Филиппа Старка, фирменный стиль которого
заключается в "сочетании внешнего раздолбайства с профессиональной
хваткой", или сделать выставку серийных промышленных объектов,
одновременно похожую на выставку детских игрушек и бриллиантов от Картье
- макеты стульев, уменьшенные до масштаба 1:6 размещены в стеклянных
витринах и действительно больше напоминают драгоценности, чем то, на
чем принято сидеть.