Музей
нонконформистского искусства менее года тому назад начал проводить в
жизнь последовательную программу по оправданию собственного названия:
все меньше в его стенах уделяется внимание новому актуальному искусству
- все больше историческому заслуженному, нонконформистскому. В рамках
пропаганды собственной истории уже состоялось несколько выставок. Из
последних, например, можно назвать выставку американской художницы Барбары
Хазард. По отношению к ее произведениям в статье в газете "На дне"
эпитет "нонконформистские" (несмотря на их американское происхождение)
был употреблен как высшая похвала.
В настоящее время в Музее проходит персональная выставка "ленинградского
парижанина" Олега Лягачева, которая также послужила поводом для
"пушкинских" художников напомнить о собственном славном прошлом,
о причастности к зарождению зарубежных "звезд".
В первом зале Музея демонстрируется творчество Олега Лягачева ленинградского
периода, в основном, датируемое 1970-ми годами. Скупые по цвету и количеству
предметов натюрморты, портрет Лермонтова, пейзажи. Как обоснование уместности
этой части экспозиции - отсылка к истории, к истокам, к российскому
прошлому. Особое значение для бывшего ленинградского андеграунда имеет
напоминание о заслугах экспонируемого художника в деле формирования
"петербургского стиля". Ведь другим его создателем является
Михаил Шемякин - еще один "нонконформист". Он, конечно, отказывается
считаться диссидентом и эмигрантом, но от причастности к нонконформизму
ему не откреститься. Автор нашумевшего "Щелкунчика" материализовался
лично и не преминул вспомнить "былое" - с Олегом Лягачевым
их связывает не только выставка "художников-работников хозяйственной
части Гос. Эрмитажа", известная так же как "выставка такелажников".
Отметился и Юлий Рыбаков, более нонконформист, чем художник, в данное
время - депутат и политический деятель современного Петербурга.
Вторая часть выставки занимает большую площадь и представляет работы
разнообразные по технике и стилю. Часть из них уже демонстрировались
прежде в "Борее" - это несколько "Портретов" и "Опусов".
Из ранее не выставлявшегося в Петербурге - работы из серии "Газеты".
Первый и второй залы ничего не связывает, кроме автора, который, кстати,
тоже не остался неизменным. Помимо того, что от ленинградского нонконформиста
парижского экспериментатора отличает его увлечение теорией искусства,
семиотикой и структурализмом, они еще и носят разные имена. В конце
1990-х годов Олег Лягачев стал подписывать свои произведения именем
Хельга, последние работы в соответствии с духом времени остаются вообще
без подписи. Отсюда - и название выставки "От Олега к Хельге".
Персональная выставка успешного художника, конечно, повышает статус
и подпитывает самоуважение апологетов нонконформизма, но при этом слишком
уж много отсылок делает к прошлым успехам и былой славе. Чтобы продемонстрировать
достижения настоящего времени в Музее в конце июня будет открыта выставка
художников Арт-центра "Пушкинская-10", которая, без сомнения,
докажет всем, что нонконформизм не только был, но и есть, верен себе,
все также сражается, все также побеждает.
Ссылки по теме:
"Абстрактный
классицизм" Олега Лягачева [Елена Невердовская]