Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

03.06.2002
Выставки

История нонконформизма в картинках
[Елена Невердовская]

Олег Лягачев. Петербург Музей нонконформистского искусства менее года тому назад начал проводить в жизнь последовательную программу по оправданию собственного названия: все меньше в его стенах уделяется внимание новому актуальному искусству - все больше историческому заслуженному, нонконформистскому. В рамках пропаганды собственной истории уже состоялось несколько выставок. Из последних, например, можно назвать выставку американской художницы Барбары Хазард. По отношению к ее произведениям в статье в газете "На дне" эпитет "нонконформистские" (несмотря на их американское происхождение) был употреблен как высшая похвала.
В настоящее время в Музее проходит персональная выставка "ленинградского парижанина" Олега Лягачева, которая также послужила поводом для "пушкинских" художников напомнить о собственном славном прошлом, о причастности к зарождению зарубежных "звезд".
В первом зале Музея демонстрируется творчество Олега Лягачева ленинградского периода, в основном, датируемое 1970-ми годами. Скупые по цвету и количеству предметов натюрморты, портрет Лермонтова, пейзажи. Как обоснование уместности этой части экспозиции - отсылка к истории, к истокам, к российскому прошлому. Особое значение для бывшего ленинградского андеграунда имеет напоминание о заслугах экспонируемого художника в деле формирования "петербургского стиля". Ведь другим его создателем является Михаил Шемякин - еще один "нонконформист". Он, конечно, отказывается считаться диссидентом и эмигрантом, но от причастности к нонконформизму ему не откреститься. Автор нашумевшего "Щелкунчика" материализовался лично и не преминул вспомнить "былое" - с Олегом Лягачевым их связывает не только выставка "художников-работников хозяйственной части Гос. Эрмитажа", известная так же как "выставка такелажников". Отметился и Юлий Рыбаков, более нонконформист, чем художник, в данное время - депутат и политический деятель современного Петербурга.
Вторая часть выставки занимает большую площадь и представляет работы разнообразные по технике и стилю. Часть из них уже демонстрировались прежде в "Борее" - это несколько "Портретов" и "Опусов". Из ранее не выставлявшегося в Петербурге - работы из серии "Газеты".
Первый и второй залы ничего не связывает, кроме автора, который, кстати, тоже не остался неизменным. Помимо того, что от ленинградского нонконформиста парижского экспериментатора отличает его увлечение теорией искусства, семиотикой и структурализмом, они еще и носят разные имена. В конце 1990-х годов Олег Лягачев стал подписывать свои произведения именем Хельга, последние работы в соответствии с духом времени остаются вообще без подписи. Отсюда - и название выставки "От Олега к Хельге".
Персональная выставка успешного художника, конечно, повышает статус и подпитывает самоуважение апологетов нонконформизма, но при этом слишком уж много отсылок делает к прошлым успехам и былой славе. Чтобы продемонстрировать достижения настоящего времени в Музее в конце июня будет открыта выставка художников Арт-центра "Пушкинская-10", которая, без сомнения, докажет всем, что нонконформизм не только был, но и есть, верен себе, все также сражается, все также побеждает.

Ссылки по теме:
"Абстрактный классицизм" Олега Лягачева [Елена Невердовская]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100