04.01.2002
Актуальное искусство
"В отрыве от шара Земли"
[Елена Невердовская]
В галерее "Дельта" открыта выставка Андрея Чежина
"Абстрактная фотография", на которой можно увидеть серию монохромных
отпечатков (размером метр на метр) с пленки, найденной в мусорном ведре
учебной фотолаборатории в 1996 году. В течение последующих лет Чежин
неоднократно обращался к негативам, делая с них отпечатки разных размеров.
Работая с чужим случайным материалом, он заметил, что в этой проявленной,
плохо зафиксированной пленке продолжали идти фотографические процессы.
С одного и того же кадра нельзя было получить, скажем, через пару месяцев,
точно такое же изображение.
Отпечатки, представленные на выставке, были сделаны в 2001 году в расчете
на участие в проекте Русского музея "Абстракция в России. ХХ век
Надо заметить, сделаны как нельзя кстати, поскольку помогают понять
разницу между абстракцией Русских авангардистов и абстрактного искусства,
начиная с 60-х и до сего дня.
После утверждения Малевича: "Мы пришли, чтобы очистить личность
от академической утвари, выжечь в мозгу плесень прошлого и восстановить
время, пространство, темп и ритм, движение, основы нашего сегодняшнего
дня", кажется, что больше нечего добавить. Только повтор, развитие
нюансов, повторение. Примерно в таких словах можно описать заключение,
которое дали зрители, в том числе и критики
по поводу беспредметного искусства нонконформистов, "бессмертных"
и других современных художников. Все, сделанное в 20-30-е годы энергично,
убедительно и понятно. Все, практически, что делалось с конца шестидесятых,
значительно слабее, невнятно и по большому счету вряд ли необходимо.
Но мне кажется, что дело не во вторичности, а в другом историческом
контексте. В 1916 году было от чего отрываться - была "Земля, как
дом, изъеденный шашлями" (Малевич), тяготение которой необходимо
было преодолеть и выйти в пространство без верха и низа, во время без
истории. Спустя пятьдесят лет не было дома, не было истории и времени,
и конструируемая художником действительность его личного пространства
и времени была единственно возможным убежищем. Маленькая частная Вселенная,
банька с пауками. Где взгляд утыкается в стену, с которой местами слезла
краска, или в расслоившуюся фанеру потолка или в разбитый кафельный
пол. Чтобы почувствовать, что жизнь реальна, необходимо обращать внимание
на малейшие изменения и запоминать, и фиксировать. Если для русских
авангардистов главным было желание познать будущее, изменить мир, то
для "советских" абстракционистов и художников конца 80-90-х
годов - сохранить себя самого, свою историю, свою память. Случай с найденными
негативами проливает свет на этот до сих пор длящийся процесс, особенно
характерный для Петербурга.
Пленка, отснятая и выброшенная неизвестным учеником, несколько лет привлекает
художника наличием скрытой жизни, которую не нужно фиксировать, так
как она сама происходит в нужном формате негатива. Ее только необходимо
останавливать с помощью отпечатка, и убеждаться в который раз, что время
движется, история развивается, память накапливается. Этот пример позволяет
понять, что вырвавшийся из-под власти пространства художник, работающий
с беспредметностью, попал во власть истории, такого земного частного
времени, от которого были свободны авангардисты 20-30-х годов.