Стали
известны имена тех, кто будет представлять Германию на 50-ой Венецианской
биеннале, которая состоится в Венеции с 15 июня по 2 ноября этого года.
На первый взгляд, работы кельнского фотографа Кандиды Хофер (Candida
Hoefer) и умершего в 1997 году художника Мартина Киппенбергера (Martin
Kippenberger) имеют между собой мало общего. Однако, куратор немецкого
павильона Юлиан Хайнен (Julian Heinen) усматривает в них удивительные
параллели.
Мартин Киппенбергер (род.1953), умерший в 1997 году в Вене, получил
мировое признание в 80-х годах как один из так называемых "диких"
- определяющего направления на немецкой художественной сцене 80-х. Киппенбергера
называют художником-панком. За свою жизнь он перепробовал массу техник
- от живописи до фотографии и инсталляции и в итоге - нашел свой стиль,
который, как говорил он сам, заключался ни в чем ином, как в "сознательном
его отсутствии". "Таким образом я освободился", - говорил
Киппенбергер, - "когда понял, что нужно беспокоиться не о стиле,
но о том, что хочешь сказать. Как все будет выглядеть потом, не имеет
к этому никакого отношения".
Кандида
Хофер (род. 1944) - ученица фотографической четы Берндта и Хиллы Бехер
(Berndt&Hilla Becher), известна своими пустынными минималистичными
фотографиями концертных залов, библиотек, кафе, музеев и т.д., снятыми,
впрочем, не из любви к архитектуре или, скажем, красоте. Речь, скорее,
идет об остром фиксирующем взгляде, заставшем предмет или пространство
в необычной для него ситуации. В своих снимках Хофер сталкивает предмет
с его функцией, показывая, что последняя не составляет его сущность:
театр, в котором нет публики, уже не является театром.
В интервью немецкому еженедельнику "Шпигель", Хайнен мотивировал
свой выбор не столько "особым качеством" работ вышеупомянутых
художников, сколько тем, что работы Хофер и Киппенбергера долгое время
не рассматривались официальными художественными институциями и музеями
как нечто, что можно объединить на одной выставке.
Но самое главное, как считает куратор немецкого павильона Юлиан Хайнен,
что объединяет Хофер и Киппенбергера - это черты, свойственные в первую
очередь немецкому искусству. У Хофер - это точность и острота взгляда,
соединенная с романтической поэтизацией увиденного; у Киппенбергера
- не менее "романтическое" отношение к фигуре художника как
гения, а также - "типично немецкая" меланхолия, проявляющаяся
особенно в поздних работах.
Судя по всему, Хайнен надеется, что объединение работ Хофер и Киппенбергера
в рамках одного национального павильона, даст зрителю возможность увидеть,
в чем же, собственно, заключается "немецкое" в искусстве.
А также, создаст "экзистенциальную" альтернативу формальному
национальному представительству, являющемуся самым слабым местом в концепции
биеннале.