Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

04.03.2003
Актуальное искусство


"Дикость" и минимализм как отличительные черты немецкого искусства
[Максим Райскин]

Мартин Киппенбергер ( Martin Kippenberger ), автопортретСтали известны имена тех, кто будет представлять Германию на 50-ой Венецианской биеннале, которая состоится в Венеции с 15 июня по 2 ноября этого года. На первый взгляд, работы кельнского фотографа Кандиды Хофер (Candida Hoefer) и умершего в 1997 году художника Мартина Киппенбергера (Martin Kippenberger) имеют между собой мало общего. Однако, куратор немецкого павильона Юлиан Хайнен (Julian Heinen) усматривает в них удивительные параллели.
Мартин Киппенбергер (род.1953), умерший в 1997 году в Вене, получил мировое признание в 80-х годах как один из так называемых "диких" - определяющего направления на немецкой художественной сцене 80-х. Киппенбергера называют художником-панком. За свою жизнь он перепробовал массу техник - от живописи до фотографии и инсталляции и в итоге - нашел свой стиль, который, как говорил он сам, заключался ни в чем ином, как в "сознательном его отсутствии". "Таким образом я освободился", - говорил Киппенбергер, - "когда понял, что нужно беспокоиться не о стиле, но о том, что хочешь сказать. Как все будет выглядеть потом, не имеет к этому никакого отношения".
Кандида Хофер ( Candida Hoefer ) перед своими пустынными работамиКандида Хофер (род. 1944) - ученица фотографической четы Берндта и Хиллы Бехер (Berndt&Hilla Becher), известна своими пустынными минималистичными фотографиями концертных залов, библиотек, кафе, музеев и т.д., снятыми, впрочем, не из любви к архитектуре или, скажем, красоте. Речь, скорее, идет об остром фиксирующем взгляде, заставшем предмет или пространство в необычной для него ситуации. В своих снимках Хофер сталкивает предмет с его функцией, показывая, что последняя не составляет его сущность: театр, в котором нет публики, уже не является театром.
В интервью немецкому еженедельнику "Шпигель", Хайнен мотивировал свой выбор не столько "особым качеством" работ вышеупомянутых художников, сколько тем, что работы Хофер и Киппенбергера долгое время не рассматривались официальными художественными институциями и музеями как нечто, что можно объединить на одной выставке.
Но самое главное, как считает куратор немецкого павильона Юлиан Хайнен, что объединяет Хофер и Киппенбергера - это черты, свойственные в первую очередь немецкому искусству. У Хофер - это точность и острота взгляда, соединенная с романтической поэтизацией увиденного; у Киппенбергера - не менее "романтическое" отношение к фигуре художника как гения, а также - "типично немецкая" меланхолия, проявляющаяся особенно в поздних работах.
Судя по всему, Хайнен надеется, что объединение работ Хофер и Киппенбергера в рамках одного национального павильона, даст зрителю возможность увидеть, в чем же, собственно, заключается "немецкое" в искусстве. А также, создаст "экзистенциальную" альтернативу формальному национальному представительству, являющемуся самым слабым местом в концепции биеннале.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100