14
мая в Санкт-Петербургском Союзе дизайнеров (наб. Мойки, 8) открывается
выставка петербургского дизайнера и фотографа Александра Трофимова "Вирус
геометрии", известного петербургскому зрителю своей персональной
выставкой в галерее "Борей" в 2000 году и участием в "Fotofair"
в Манеже в 1996-ом, "Фото'97", "Фото'98" в Ленэкспо.
Трофимов закончил ЛХУ им. Серова и ВХПУ им. Мухиной и сейчас работает
в области графического дизайна и полиграфии.
Фотографии Александра Трофимова - редкое исключение в этом городе. В
отличие от работ большинства других питерских фотографов его поколения
они работают не с психолого-мемориальными реалиями, но - с другим, более
универсальным, в европейском и мировом смысле, контекстом, существование
которого еще года два тому назад оставалось под знаком вопроса.
Трофимов, начавший профессионально заниматься фотографией с начала 90-х,
пошел не по популярному тогда "отстраненно-концептуальному"
пути черно-белого "авторского" фото, но по маргинальной в
90-х дороге интерпретации повседневности. Не пытаясь выражать в собственном
искусстве авторскую свободу, Трофимов в своем полноцвете оказался гораздо
более концептуален чем иные "черно-белые" фотографы.
Главное в его фотографиях - это линии и их пересечения, глядя на которые
вряд ли возможно переживать чувства, обычно испытываемые при созерцании
пейзажа. Или, вообще, какие либо чувства. Ведь даже цвет в этих снимках
- продукт своего рода фотографической аскезы, связанной с геометрией
кадра, к которой, как известно, понятие эстетического переживания неприложимо.
Более того, такой подход не предполагает никакой аутентичности и вотношениях
с внешним миром. С тем же успехом ее можно было требовать от Малевича
или Мондриана.
Единственная цель такого рода видения - запечатлеть в конечной, пестрой
и бесформенной реальности бесконечное повторение чистой формы. Интересно,
что после этого уничтожения реальности и психологии его фотографии не
становятся беспредметными. Они могут быть сколь угодно безлюдны, аскетичны,
безучастны и лишены содержания, но от этого вовсе не превращаются в
геометрическую абстракцию.
Эти формы в фотографиях Трофимова размножаются и делятся как вирус,
образуя своего рода динамические пары снимков, то отталкивающиеся, то
притягивающиеся друг к другу. В хаотическом движении, случайно образующем
какие-то фигуры и смысловые связи ( которые, впрочем, так же легко исчезают,
как и появились), аннигилируются любые претензии - как на авторскую
исключительность, так и на особый способ мировидения.
Мир остается все тем же. Просто теперь в реальности, мутировавшей при
своем запечатлении, обнаруживаются фрагменты фигуративности, фотография
неожиданно обрастает биологией, которая, в свою очередь, проявляет свою
внезапную геометрическую природу.
ДОполнительную информацию относительно выставки можно узнать в Союзе
Дизайнеров по тел. (812)314-5645 или по e-mail: sspbdesign@yandex.ru
Ссылки по теме:
Фотографии
Александра Трофимова на сайте artlondon.com