Rambler's Top100

04.05.2002
Выставки

Вирус геометрии
[Максим Райскин]

Александр Трофимов "Вирус геометрии"14 мая в Санкт-Петербургском Союзе дизайнеров (наб. Мойки, 8) открывается выставка петербургского дизайнера и фотографа Александра Трофимова "Вирус геометрии", известного петербургскому зрителю своей персональной выставкой в галерее "Борей" в 2000 году и участием в "Fotofair" в Манеже в 1996-ом, "Фото'97", "Фото'98" в Ленэкспо. Трофимов закончил ЛХУ им. Серова и ВХПУ им. Мухиной и сейчас работает в области графического дизайна и полиграфии.
Фотографии Александра Трофимова - редкое исключение в этом городе. В отличие от работ большинства других питерских фотографов его поколения они работают не с психолого-мемориальными реалиями, но - с другим, более универсальным, в европейском и мировом смысле, контекстом, существование которого еще года два тому назад оставалось под знаком вопроса.
Трофимов, начавший профессионально заниматься фотографией с начала 90-х, пошел не по популярному тогда "отстраненно-концептуальному" пути черно-белого "авторского" фото, но по маргинальной в 90-х дороге интерпретации повседневности. Не пытаясь выражать в собственном искусстве авторскую свободу, Трофимов в своем полноцвете оказался гораздо более концептуален чем иные "черно-белые" фотографы.
Главное в его фотографиях - это линии и их пересечения, глядя на которые вряд ли возможно переживать чувства, обычно испытываемые при созерцании пейзажа. Или, вообще, какие либо чувства. Ведь даже цвет в этих снимках - продукт своего рода фотографической аскезы, связанной с геометрией кадра, к которой, как известно, понятие эстетического переживания неприложимо.
Цвет в снимках Трофимова - продукт  фотографической аскезы, связанной с геометрией кадра
Более того, такой подход не предполагает никакой аутентичности и вотношениях с внешним миром. С тем же успехом ее можно было требовать от Малевича или Мондриана.
Единственная цель такого рода видения - запечатлеть в конечной, пестрой и бесформенной реальности бесконечное повторение чистой формы. Интересно, что после этого уничтожения реальности и психологии его фотографии не становятся беспредметными. Они могут быть сколь угодно безлюдны, аскетичны, безучастны и лишены содержания, но от этого вовсе не превращаются в геометрическую абстракцию.
Эти формы в фотографиях Трофимова размножаются и делятся как вирус, образуя своего рода динамические пары снимков, то отталкивающиеся, то притягивающиеся друг к другу. В хаотическом движении, случайно образующем какие-то фигуры и смысловые связи ( которые, впрочем, так же легко исчезают, как и появились), аннигилируются любые претензии - как на авторскую исключительность, так и на особый способ мировидения.
Мир остается все тем же. Просто теперь в реальности, мутировавшей при своем запечатлении, обнаруживаются фрагменты фигуративности, фотография неожиданно обрастает биологией, которая, в свою очередь, проявляет свою внезапную геометрическую природу.
ДОполнительную информацию относительно выставки можно узнать в Союзе Дизайнеров по тел. (812)314-5645 или по e-mail: sspbdesign@yandex.ru

Ссылки по теме:
Фотографии Александра Трофимова на сайте artlondon.com



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100