Шоколадные
реки, воздушные пузырьки, вожделение, наслаждение, вздохи, достойные
Сержа Гейнсбура, покой. Реклама культивирует фетишизм, она возвышает
шоколад киноискусством, отдавая ему самые выгодные, центральные роли
в мелодрамах, порно и крими. Влюбленный предпочитает женщине "Твикс",
балерина сдается перед "Рафаэло", новый "Марс"
– последняя пассия извращенца Араки. Результат: рассматривая шоколадку,
мы потребляем искусство.
Искусство низводит шоколад до уровня материала. Кто начал? Говорят,
что Бойс. Не сильно верится - сладость плохо сочетается с жиром, воском
и войлоком. Но кто знает, что лежало в кармане солдата Вермахта, когда
его самолет рухнул на татарскую землю. Может быть, плитка шоколада.
Но не о Бойсе речь, на выставке "Искусство из шоколада"
в Музее Людвига в Кельне его работ нет, хотя тень (войлок, шляпа)
витает над экспозицией.
Есть другие – Луиз Буржуа, Илья&Эмилия Кабаков, Томас Шютте, всего
21 автор, – что сочли возможным "опуститься" до недолговечного
- молочного, черного, горького, белого - вещества. Они приняли предложение
директора Музея Людвига создать небольшую скульптуру из заданного
материала. Почти школьная задачка, только обошедшаяся в круглую сумму.
Расходы на изготовление отливок и на гонорары художникам взял на себе
Фонд Инхофф, учредитель которого является одновременно владельцем
шоколадной фабрики "Stollwerk" и Кельнского Музея шоколада.
Каждое произведение отлито дважды, одна отливка демонстрируется среди
произведений искусств, вторая – среди продуктов питания. Обе принадлежат
Музею Людвига.
В темном прохладном зале, где на столе в стеклянных кубах выставлена
мелкая шоколадная пластика, сразу возникают два вопроса в одном: кто
сможет съесть столько денег? Речь об искусстве, как бы, не заходит.
Художественная ценность, как бы, уже преобразована в материальную.
И закономерен интерес – кто платил? А также следующий – что будет
с "искусством" по окончании выставки. Будет ли это употреблено
по назначению или сохранено для потомков? А если второе, то не растает
ли "художественный шоколад" в один прекрасный миг, как кровяная
"Голова" Марка Куинна?
Возможно, это точка зрения нелюбителя шоколада. Возможно, что любитель
сладостей при взгляде на женскую ножку в ажурном чулке, завожделеет
и почувствует повышенное слюноотделение. А большие футбольные мячи
покажутся ему реализацией детской мечты. Что же до эстетических переживаний
нелюбителя, то момент перехода выставки из разряда аттракциона в категорию
искусства все же свершился. И это благодаря нескольким авторам, которые
не восприняли материал только с точки зрения его технических характеристик,
а, так или иначе, обыграли питательное предназначение. На контрасте
– гамма чувств от удивления вдруг открывшимися пластическими свойствами
(Джон Миллер, "Re-recording" – виниловая пластинка, скорость
33 об.) до отвращения при рассматривании 13 стадий эмбрионального
развития человека и двух обрубков взрослых ног.