Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

04.05.2005
Артишок

Искусство с гормонами счастья
[Елена Невердовская]

Томас Шютте. "Объединенные враги". 2005Шоколадные реки, воздушные пузырьки, вожделение, наслаждение, вздохи, достойные Сержа Гейнсбура, покой. Реклама культивирует фетишизм, она возвышает шоколад киноискусством, отдавая ему самые выгодные, центральные роли в мелодрамах, порно и крими. Влюбленный предпочитает женщине "Твикс", балерина сдается перед "Рафаэло", новый "Марс" – последняя пассия извращенца Араки. Результат: рассматривая шоколадку, мы потребляем искусство.
Искусство низводит шоколад до уровня материала. Кто начал? Говорят, что Бойс. Не сильно верится - сладость плохо сочетается с жиром, воском и войлоком. Но кто знает, что лежало в кармане солдата Вермахта, когда его самолет рухнул на татарскую землю. Может быть, плитка шоколада. Но не о Бойсе речь, на выставке "Искусство из шоколада" в Музее Людвига в Кельне его работ нет, хотя тень (войлок, шляпа) витает над экспозицией.
Есть другие – Луиз Буржуа, Илья&Эмилия Кабаков, Томас Шютте, всего 21 автор, – что сочли возможным "опуститься" до недолговечного - молочного, черного, горького, белого - вещества. Они приняли предложение директора Музея Людвига создать небольшую скульптуру из заданного материала. Почти школьная задачка, только обошедшаяся в круглую сумму. Расходы на изготовление отливок и на гонорары художникам взял на себе Фонд Инхофф, учредитель которого является одновременно владельцем шоколадной фабрики "Stollwerk" и Кельнского Музея шоколада. Каждое произведение отлито дважды, одна отливка демонстрируется среди произведений искусств, вторая – среди продуктов питания. Обе принадлежат Музею Людвига.
В темном прохладном зале, где на столе в стеклянных кубах выставлена мелкая шоколадная пластика, сразу возникают два вопроса в одном: кто сможет съесть столько денег? Речь об искусстве, как бы, не заходит. Художественная ценность, как бы, уже преобразована в материальную. И закономерен интерес – кто платил? А также следующий – что будет с "искусством" по окончании выставки. Будет ли это употреблено по назначению или сохранено для потомков? А если второе, то не растает ли "художественный шоколад" в один прекрасный миг, как кровяная "Голова" Марка Куинна?
Возможно, это точка зрения нелюбителя шоколада. Возможно, что любитель сладостей при взгляде на женскую ножку в ажурном чулке, завожделеет и почувствует повышенное слюноотделение. А большие футбольные мячи покажутся ему реализацией детской мечты. Что же до эстетических переживаний нелюбителя, то момент перехода выставки из разряда аттракциона в категорию искусства все же свершился. И это благодаря нескольким авторам, которые не восприняли материал только с точки зрения его технических характеристик, а, так или иначе, обыграли питательное предназначение. На контрасте – гамма чувств от удивления вдруг открывшимися пластическими свойствами (Джон Миллер, "Re-recording" – виниловая пластинка, скорость 33 об.) до отвращения при рассматривании 13 стадий эмбрионального развития человека и двух обрубков взрослых ног.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2021
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100