За несколько последних лет в городе сформировались две устойчивые тенденции.
Тенденция первая: ведомства, облеченные правом предлагать различные
городские нововведения и властью их осуществлять, прилагают все усилия,
чтобы населить город памятниками. Тенденция вторая: некоторая часть
горожан, в основном, далекие от властных структур художники, скульпторы
и литераторы не только не радуются этому "стихийному бедствию,
плохой погоде" (так в одной из передач высказался о ситуации с
памятниками Александр Флоренский), но критикуют как новорожденные, так
и еще не появившиеся памятники, а также саму идею превращения Петербурга
в подобие гигантского кладбища.
Бороться с нашествием надгробий можно различными способами. Например,
в Вене очень популярны живые памятники Моцарта и Шуберта (в Петербурге
уже есть такой опыт - Петр Первый в Петропавловке). Но это, по мнению
художника Артура Молева, никак бы не решило проблему с монументами уже
установленными, крайне скучными и безжизненными. Поэтому он выдумал
способ оживления бронзового петербургского мемориала. Свои проекты Молев
обнародовал на выставке "Пропа-мятники", которая открылась
1 июня в галерее "Navicula artis" (Пушкинская-10).
Достоевский с карточным домиком или с фрагментом рулетки, Гоголь с высокомерным
двойником, Тургенев с удочкой и аквариумом с рыбками - подобными нехитрыми
атрибутами Молев предполагает маркировать значение того или иного исторического
лица и ту роль, которая ему была отведена в культуре. Автор надеется,
что своими дополнениями он оживляет петербургский ландшафт, вносит в
серьезный городской пейзаж элемент игры, а значит, вовлекает нетронутого
образованием прохожего в диалог, в расшифровку значений атрибутов, которыми
нагружены памятники. Художник считает, что превращением скульптуры в
анекдот, он улучшает культурный климат в городе.
Как бы повлияли нововведения Молева на петербургский климат и обе городские
тенденции, сказать сложно, но веселые картинки - дорисованные фотоизображения
памятников - вне зависимости от какой-либо социальной или культурной
их значимости, порадовали посетителей выставки. Возможно потому, что
они, напомнив нехитрые детские развлечения - разрисовывание фотографий,
усы на афишах, коллажи из журнальных картинок - создали в галерее ощущение
аттракциона, эклектичного парка Культуры и Отдыха. Не последнюю роль
в формировании атмосферы праздника и летней воскресной прогулки сыграли
музыканты. На открытии выставки состоялось выступление дуэта духовых:
Николай Рубанов и Михаил Коловский сыграли программу "Марш".
Что же касается названия "Пропа-мятники", то осталось неясным,
что имел в виду Артур Молев, когда добавлял приставку и вставлял дефис.
Первая возникшая ассоциация не подтвердилась --о Проппе нигде не упоминалось.
Другие идеи замерли еще на этапе возникновения, намекнув, однако, что
слишком задумываться не стоит. Проект вряд ли рассчитан на дотошный
анализ и придирчивую критику, как вряд ли может быть подвергнута такому
рассмотрению воскресная летняя прогулка.