То,
что Владимир Войнович пишет, никого не удивляет. Все читали о приключениях
солдата Ивана Чонкина. А вот то, что Владимир Войнович рисует, мало,
кто знает. В Москве, может быть, к увлечению известного писателя уже
привыкли, ведь он и в ЦДХ на Крымском валу и в посольстве ФРГ выставлялся.
Но в Петербурге свое живописное искусство Войнович показывает в первый
раз.
Художник Войнович, впрочем, как и писатель, - не без хитрости. Хотите
лубок? Наивное искусство? Пожалуйста. Вот вам "Мюнхенская зеленщица",
писанная чистой красочкой, вот - приключения курицы Глафиры, вот серия
"Спортивная", а вот и сам писатель, совсем по Хармсу, то
с Пушкиным, то с Гоголем. И тут же рядом - по-московски концептуальная
"Яичница", "Мюнхен. Красная крыша" и экспрессионистские
"Сосны". Никакой игры - чистая живопись: засасывающая синева
неба, плотная зелень, бликующая поверхность черепичной крыши.
На
вернисаже Войнович продолжал играть: "Меня как писателя всегда
ругали, критиковали, поучали, как писать и о чем. А вот как в 63 года
стал картины писать - все хвалить начали, до сих пор перестать не
могут. Волей неволей пришлось переключиться, сменить "перо"
на кисть". Признался он, что в Баварии его "наивное"
фигуративное искусство просто нарасхват. Особенным успехом у немцев
пользуются бывшие партийные лидеры: "Добрый Ленин" и "Злой
Сталин". Бывали, правда, и совсем странные заказы. Кто волка
просил нарисовать, кто - чемодан у печки. Кстати, именно производство
предметов, представляющих относительный коммерческий интерес, примирило
близких Войновича с поздним увлечением матерого писателя.
Войнович-художник не забывает о литературе: всеми средствами живописует
драматический комикс жизни. Выпито вино, голова упала " в тарелку
с салатом", а часы на застывшей руке и будильник на окошке неумолимо
отсчитывают время. В альбоме картинка имеет название слегка ироническое
"День рождения". Вполне оправданно - ведь реальные часы
на репродукции стоят, стрелки не вращаются столь ужасающе. В экспозиции
автор позволил себе быть по-настоящему безжалостным - картина со "встроенными
часам" называется "Жизнь проходит".
Войнович-писатель
не может себе отказать в желании высказаться по поводу художника и
его места в жизни, обобщить опыт, сравнить. "От первого лица"
он пишет о принципиальных различиях: "в литературе меня как читателя
интересуют только шедевры. Ни больше, ни меньше. Книги неплохие или
более или менее хорошие не привлекают. В музыке я могу получить удовольствие
от домашнего бренчанья на гитаре или пианино, в живописи - от графити
на заборе или от рекламного плаката. В литературе никакие домашние
поделки меня не удовлетворяют". Но это нисколько не означает,
что тем самым Войнович расставляет баллы или сочиняет рейтинг. Сказывается
старая привычка объяснять все словами, и в то же время напоминать,
что "изобразительное искусство в преимуществе - в переводчике
не нуждается". Одним словом, что в литературе считается графоманством,
в живописи оборачивается чистым удовольствием.