В
конце мая Петербург, буквально, на день стал архитектурной столицей
мира. 31 мая в Эрмитажном театре была вручена высшая архитектурная
награда "Притцкеровская премия" Лауреату 2004 года Захе
Хадид - англичанке иранского происхождения.
Грант $ 100 000 и бронзовая медаль впервые получила женщина. Со дня
учреждения Притцкеровской премии в 1979 году этой наградой, называемой
Нобелевской премией или Оскаром в архитектуре, были отмечены 26 архитекторов-мужчин.
Среди них - Рэм Кулхаас, Фрэнк Гери, Ханс Холляйн, чьи имена в России
на слуху не только благодаря конкурсу на строительство новой сцены
Мариинки, но и проектированию уникального здания в Москве, Эрмитажного
Главного Штаба.
Кроме того, впервые церемония награждения состоялась в России. Как
заявил нынешний глава жюри премии лорд Ротшильд, место торжественной
церемонии выбрано не случайно: этим подчеркивается связь между творчеством
Захи Хадид и идеями русских супрематистов, которыми она вдохновляется
при создании своих радикальных проектов. Ее здания, упорно противостоящие
банальным законам гравитации и, зачастую, полностью лишенные прямых
углов и предсказуемых объемов, объединяет с супрематическими произведениями
не только форма, но и крайняя нефункциональность, что есть характерная
черта русской идеи. Тот, кто живет в знаменитом Мельниковском доме
в центре Москвы или пробовал пить чай из сервиза Малевича, хорошо
это понимает.
"Я рабская женщина и рабский архитектор", - сказала Заха
Хадид. Это не случайно вырвавшаяся фраза - свою речь Лауреат 2004
года готовила в течение двух дней. Приехав из Ирана в Лондон, чтобы
выучиться архитектуре, посещая вместе с учителем Кулхаасом в 1978
году Ленинград, эту Мекку конструктивизма, начиная карьеру архитектора,
она не могла и мечтать подняться на архитектурный Олимп. То, что ее
работа была так высоко отмечена, без сомнения повлияет на многих женщин,
реализующих свои идеи в сугубо мужских сферах, придаст им уверенности
и сил, - считает Заха Хадид. Престиж премии - полагает она - поможет
ей перевести свои творения с бумаги в бетон.
Петербург, почти так же, как "рабский архитектор" Заха Хадид,
ощутил себя отмеченным благодатью современной архитектурной свободы.
У всех затеплилась надежда, что слет звезд архитектуры, мировых критиков
и специалистов сможет помочь городу вырваться из архитектурного небытия
и поднадоевшего всем существования в качестве музейного реликта.