Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

04.07.2002
Актуальное искусство

Искусство как вещественное доказательство
[Максим Райскин]

8 июля в 18 часов в рамках фестиваля "Современное искусство в традиционном музее", организованного Институтом ПРО АРТЕ, состоится круглый стол "Искусство как вещественное доказательство".
Дискуссия пройдет в Особняке Румянцева (Английская наб., 44в), где будет демонстрироваться одна из выставок фестиваля "Случай А.К.". Проект "Случай А.К." (авторы - Вера Хлебникова и Александр Райхштейн (Москва) представляет собой попытку реконструкции обстоятельств жизни некоего Александра Карякина, частный архив которого (письма, справки, медицинские заключения, фотографии) был найден в заброшенном деревенском доме в 1970-е годы. В известном смысле, "Случай А.К." послужил первопричиной проведения дискуссии "Искусство как вещественное доказательство", в основе которой лежит простое соображение о том, что тема архива (документа или вещи) является одним из основных мотивов современного искусства.
Проблематика архива впервые появляется как тематический горизонт для русских художников во времена так называемого "московского романтического концептуализма". В 90-е эта линия документирования расходится на два направления - мистификации и компромата, а в конце 90-х - начале 2000-х получает свое продолжение в появившемся жанре свидетельств: от "Свидетелей будущего" АЕС через "Case history" Бориса Михайлова до "Путеводителя по местам заказных убийств" Дмитрия Шубина.
Художники, имеющие дело с такими проектами, не могут позволить себе быть неубедительными. Вне зависимости от того, какая сфера опыта общественного или частного - политика, история, культура или частная жизнь - становится объектом документирования, и в какой из вышеперечисленных техник работает художник, результат, получаемый им, напоминает больше осколки реальности, чем художественное произведение. Что же совершает здесь художник? Стремится ли сфабриковать "липовое дело", доказать то, чего никогда не было и даже не могло быть или, наоборот, хочет "поймать с поличным" реальность, предоставить полный набор всевозможных улик, доказывающих ее несомненное существование? Эти вопросы станут главным предметом обсуждения на круглом столе "Искусство как вещественное доказательство".
В круглом столе примут участие: Григорий Нехорошев (журналист, "Деловая хроника", Москва), Сергей Тарабаров (галерист, галерея "Дар", Москва), Андрей Великанов (медиахудожник, Москва), Наталья Ульянова (журналист, "Деловой Петербург", Санкт-Петербург), Анастасия Буданок (куратор Британского Совета, Санкт-Петербург), Александр Бренер (политический активист, художник), Барбара Шурц (политический активист, художник, Австрия), Дмитрий Шубин (художник, Санкт-Петербург) и другие.
Модератор дискуссии - Максим Райскин (художественный критик, Санкт-Петербург).

Ссылки по теме:

Художественная реконструкция частной жизни [Надежда Штиль]
Фестиваль по-петербуржски - гарнир сложный [Надежда Штиль]
Художественное освоение Арктики - это реально

Биография художника - от "герМании" до "шаманских практик"
[Дмитрий Шолохов]
В Музее Достоевского будет открыт музей лингво-акустической среды [Надежда Штиль]

Музейный телесериал [Надежда Штиль]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100