Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

04.08.2004
Выставки

Игры памяти, без слов
[Максим Дынников]

Фото: Надежда КузнецоваВ переводе на язык художественной критики, работы Надежды Кузнецовой – есть явления пиктореализма. Прямоугольная резкость газетного снимка заменяется неровной окантовкой, четкость – штриховкой и размытостью. О том, что известный петербургский график, а ныне еще и фотограф, делает со своими негативами и отпечатками, знают лишь ее немногие коллеги по цеху. Но если бы существовал специально выведенный в условиях вакуума мозг, способный воспринимать красоту как есть, не поддаваясь чужому влиянию, он не стал бы сразу задавать вопросы: что это, откуда это и в какой технике это сделано до того, как увидел ее фотографии. Не стал бы искать подписи к снимкам, которых автор не предложил, не стал бы искать встреч с графиком-фотографом лишь затем, чтобы выяснить, можно ли те же самые картинки сделать с помощью Photoshop’a. Он бы вообще не стал напрягаться. Отдался бы на время линиям, теням, прожилкам, или "Письмам без слов", как назвала свою открывающуюся 6 августа в Музее Достоевского выставку Кузнецова.

Силы неведомые

Фото: Надежда КузнецоваИдеальный зритель – это зритель, которого не существует в реальности. Не существует по той простой причине, что в реальности он по определению не свободен. Так уж сложилось, что мозговая функция и материнское воспитание превращают человека из девственного механизма восприятия в ретранслятор знакомых и одобренных сигналов. То есть любой зритель погибает задолго до того, как научится осознавать фатальную несамостоятельность своего взгляда и неведомые силы, которые правят им.
У Кузнецовой же на сцену выплывает нечто идеальное и начинает говорить о невыразимом. О ностальгии, нежности, чужих снах и желании заморозить хоть каплю приятного/мучительного ощущения. Получается, что важно не само послание, а его эмоциональное сопровождение. Письмо, как радость от ощупывания конверта, его разворачивания, ожидания цвета чернил и даже, да простит меня читатель!... искренности…Тут уж не до претензий на новейшую концепцию. Да и какие ко сну могут быть претензии?

Антитезис

Фото: Надежда КузнецоваВозможно, однако, что фотографии Надежды Кузнецовой, как бы "выпавшие из контекста", все же имеют какие-то отсылки. В частности, к 1826 году. Вид из мастерской одного француза, который не знал, какое чудо родит его камера обскура. Первая фотография Ньепса – как раз и есть то послание, которое неизменно возвращается к адресату.
В серии "Письма без слов" тоже упоминается мастерская, возможно, она располагалась где-то в центре Петербурга, на Фонтанке, рядом с цирком. А еще есть маленькие домики, похожие на все маленькие немецкие домики, с черепичными крышами и аккуратными окошками. Все это условные обозначения, которые позволяют их создательнице передвигаться по коридорам своей памяти. Зрители, при желании, могут следовать за ней.
Опыт, однако, есть опыт. Благодаря ему стул - есть стул, дом – есть дом, окно есть окно, машина – есть машина, дерево – есть дерево. Казалось бы, о чем еще говорить?



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100