Желание
рассказать о своем любимом прошлом бывает непреодолимо и неконтролируемо.
Люди не обязаны понимать человека, на которого нахлынули теплые воспоминания:
им хочется слышать связную речь, а он-то пытается выразить милые сердцу
глупости, причем фонтан этот такой силы, что чужое непонимание утекает
в водосток. Так и с последним фильмом Павла Чухрая "Водитель
для Веры", премьера которого недавно состоялась в кинотеатре
"Аврора".
Фонтан у Павла Чухрая, простите за интимную подробность, хороший,
сильный. Режиссер, по его собственной оценке, снял фильм про знакомые
лично ему 1960-е. Последний сочинский "Кинотавр" такую тягу
к прошлому оценил, отдав "Водителю" свой главный приз. Глубоко
уважая эту награду, мы не можем не заметить от себя: картина получилась
ну уж очень простая, чрезмерно понятная и даже наивная.
Хрущевский 1962 год. Крымский полуостров, сохранившийся с того времени
до нашего, ничуть не потеряв в декоративности. Генеральский особняк
(на самом деле переделанный детский сад). Странная любовь бывшего
детдомовца, а ныне генеральского водителя сразу к двум женщинам на
фоне проблем опального генерала, которого вот-вот расплющит кэгэбэшная
машина. Вот слагаемые успеха фильма "Водитель для Веры".
Главный персонаж фильма - водитель Виктор. Он – человек без морального
стопора (выражение самого Чухрая), которых доходит до своих "правильных"
решений интуитивно. Он водит машину, любит девушек (хромую, беременную
и нервную генеральскую дочь Веру любовью отеческой, хищную горничную
Лиду любовью мужнею), строчит доносы на потенциального тестя-генерала,
сокрушаясь, что доносит, умудряется находиться между двух огней, выбирая,
что полезней: генерал и светлое будущее в погонах или КГБ и то же
светлое будущее.
Водитель ведет себя, то как мачо, посвященный кем-то в сексуальные
символы, то как мальчишка, забывший о своем посвящении. Его ломает,
бросает из стороны психологической зрелости в сторону зеленой юности.
В общем, герой получился без-цельный, без-опорный, без-принципный,
и даже а-моральный. Хотя всего этого он как бы и не понимает.
Режиссер очевидно понимает, но оставляет его как есть. И оценку сцены,
когда непонятливый водитель интуитивно привозит свою Веру домой на
верную погибель, режиссер оставил зрителям. Можно обозначить ее как
"сведение концов с концами" и "гон сюжета".
Похожая история с Верой, которую развозит и (как бы искренне любя)
"разводит" Виктор. Сначала дочка генерала выглядит по взрослому
стервозной, а через минуту - как девчонка интересуется, достаточно
ли сильно ее любят. Вроде нет здесь ничего необычного: женщина, блин.
Но уж больно резкие эти переходы, не успеваешь освоиться на одной
высоте, а тебя перебрасывают в новые окопы. Впечатление такое, что
режиссер снимал видеоклип по мотивам собственного фильма.
Третье
существо в этом любовном треугольнике – горничная Лида, красивая,
притягательная и "не против" серьезно полюбить Виктора,
выглядит наиболее цельной. Но она нужна режиссеру только для того,
чтобы произнести страшные для генеральской дочки слова: "Красивых
любят, а на хромых женятся". Последующий бой посуды и домашней
утвари тянет на приличную мелодраму со слезами, намеками на суицид
и спасительным обращением к детству.
Но актеры-то все приличные: Игорь Петренко (водитель Виктор), Алена
Бабенко (дочь генерала Вера), Богдан Ступка (генерал Серов), Андрей
Панин (стукач из КГБ, капитан Савельев), Екатерина Юдина (горничная,
любовница Виктора). И съемки красивые. Крым никакой любовью не испортишь.
Казалось бы, задержись камера на этой почтовой открытке береговой
линии, и Чухраю простились бы все нелогичности. Но нет. Для него,
а возможно и для большинства отечественных зрителей, важно, чтобы
трагедия была избыточной, а конец - абсурдным образом оптимистичным.
В результате после убийства генерала, Веры, убегающей от всех Виктор
приносит Вериного ребенка к Лиде и, прощаясь, многократно обещает
вернуться. Вот такой альтернативный конец для желающих увидеть продолжение.