Одна
и та же история - сон, такой загадочный и многозначительный, чарующий
и прекрасный, возможно, даже пророческий, после пробуждения рассыпается,
в лучшем случае, на несколько разрозненных событий, фрагментов, намеков.
Все усилия восстановить картину сновидения к успеху не приводят - над
снами не властно искусство памяти. Но крохами, уцелевшими после нашествия
реальности, каждый дорожит так же, как воспоминаниями детства или старыми
фотографиями.
Одна и та же история в который раз происходит с выставками, открывающимися
в Музее Сновидений Фрейда. Описание будущей экспозиции, увлекательные
истории и события, связанные с выставляемыми художественными произведениями,
похожи на прекрасные сны. Но вот сама встреча роковым образом напоминает
пробуждение. Реальность искусства суше, проще, определеннее, нежели
прекрасный вымысел текста.
Так и с "Нескончаемым путешествием в Китай" Сергея Ануфриева
- выставкой, которая будет открыта в Музее Сновидений Фрейда до конца
октября. С меняющимися ландшафтами, медитативной созерцательностью и
тибетской бумагой. При "свете дня" тибетская бумага ручной
выделки напоминает упаковочную бумагу, в которую в советских магазинах
заворачивали покупки, - но это ничуть не умаляет ее достоинств. Бумага,
тибетская или магазинная, действительно фантастически прекрасна: опилки,
кусочки темных трав, соринки, попавшие в бумажную массу, - это все смотрится
убедительно и самодостаточно, совершенно не нуждаясь в небольших тонких
рисунках, занимающих центральную часть листа. Легкие перьевые линии
на шероховатой поверхности бумаги то проваливаются, совершенно теряясь
в ложбинах и впадинах, то, поднимаясь на пригорки и холмы, приобретают
европейскую прямолинейность и однозначность.
Возможно, хотя и трудно в это поверить, автор предлагал созерцать или
медитировать с лупой в руках. Эта идея появилась благодаря иллюстрации,
отправленной также Музеем Сновидений Фрейда, - отсканированный авторский
рисунок, увеличенный на компьютере и композиционно измененный, не так
разочаровывает, как оригинал. Но также возможно, что все потери произошли
вследствие неправильного экспонирования: шероховатая бумага оказалась
запертой под стекло, тонкий, минималистский рисунок не смог переспорить
многочисленные блики и отражения.
Ссылки по теме:
Воображаемый
Китай Сергея Ануфриева [Надежда Штиль]