Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

04.09.2002
Музыка

Тишине требуется, чтобы я продолжал говорить
[Дмитрий Шолохов]

Джон Кейдж5 сентября исполняется 90 лет со дня рождения Джона Кейджа (1912 - 1992) и, одновременно, 10 лет со дня его смерти. В связи с этим в Московской консерватории в течение трех дней - 5, 6 и 7 сентября - российские поклонники американского композитора, философа и художника будут отмечать этот праздник.
Джон Кейдж родился в Лос-Анджелесе в 1912 году. В 1930-ом во Франции изучал архитектуру и брал уроки музыки. С 1931 по 1937 год изучал композицию в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке и в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, а также под руководством австрийского композитора Арнольда Шенберга. До войны преподавал в одном из Калифорнийских колледжей, читал лекции по экспериментальной музыке в Чикагском институте дизайна. В 1942 он переехал в Нью-Йорк, где познакомился с Питом Мондрианом, Марселем Дюшаном и Андре Бретоном. С начала 50-х стал экспериментировать с необычными инструментами: "Что касется современной музыки, своими интервалами она все еще завораживала меня. Но мной уже завладел комплекс избегания последовательностей, подразумевающих присутствие реально не звучащих тонов. Я увидел, что разобщенность слуха и разума портила сами звуки, что необходимо какое-то чистое состояние. И я стал не просто современным, я сделался "авангардистом". Я начал использовать шумы. Они были подвержены интеллектуализации; их можно было воспринимать непосредственно, без помощи отвлеченностей. Я обнаружил, что полюбил шумы даже больше, чем интервалы. И даже почти также, как отдельные звуки. Шумы, конечно, были подвержены дискриминации. Я, который по всем американским канонам должен был уже стать хоть немного сентиментальным, повел борьбу против этой дискриминации. В полиции я получил разрешение на использование сирен…" (из "Лекции о Ничто"). Бесконечно расширяя само понятие музыки ("для уха, открытого всякому звуку, все может быть музыкальным"), постоянно применяет алеаторику: концерты, на которых исполняется его музыка, приобретают характер хеппенинга, акции. Кроме того, Джон Кейдж работал и как художник, наиболее известна его серия литографий, которая представляет собой вариант нотной записи музыкальных произведений. С конца 50-х он выступает и как теоретик, философ, писатель. Помимо лекции, были опубликованы его статьи и книги: "Тишина" (1961), "Дневник" (1967 - 1968) и др.
В первый день посвященного Кейджу мини-фестиваля в Малом зале консерватории состоится концерт "Пустые слова в тишине: День рождения Джона Кейджа (1912 - 1992)". В этот вечер прозвучат такие произведения ультрамодерниста и экспериментатора, как "Четыре стены", "Вечное танго", Песенники 1 и 2, Свинг, Струнный квартет, Фортепианный концерт, "Навсегда и запах солнца", "Открытка с неба", "Дешевое подражание". В концерте примут участие Алексей Любимов, Марк Пекарский, Светлана Савенко, Михаил Дубов, Дмитрий Чеглаков, Татьяна Михеева, Александр Тростянский-квартет, Андрей Дойников, Петр Айду, Ольга Кумегер, Андрей Смирнов, Лидия Давыдова, Кирилл Рыбаков.
Но самая знаменитая пьеса Кейджа, инспирированная "белой живописью" Раушенберга, - 4'33" - исполнена не будет. По причине простой и очевидной - добиться нескольких минут тишины невозможно в концертном зале в центре большого города. Для исполнения этой пьесы необходима комната с звуконепроницаемыми стенами, такая, как во время премьеры этого произведения, которая состоялась в Гарварде в 1952 году. Музыкант, исполнявший пьесу 4'33", состоящую из трех частей - 33", 2'40" и 1'20", - начал с того, что закрыл клавиатуру рояля и открыл ее только после окончания произведения. Это сочинение Кейджа, как считают критики, является музыкальным эквивалентом "чистого ничто".
На следующий день в конференц-зале консерватории состоится "Музыкальный салон: посвящение Кейджу". Помимо исполнения музыкальных произведений в программе вечера - две лекции музыканта и философа Кейджа: "Лекция о Ничто" и "Лекция о нечто". В "Музыкальном салоне" примут участие Антон Батагов, Дмитрий Ухов, Михаил Дубов, Марк Пекарский, Андрей Дойников, Светлана Савенко и другие.
"Лекция о Ничто" "имеет свою композицию - я сочиняю ее также, как и музыкальное произведение. Или это стакан молока. Причем, стакан необходим так же, как и молоко. Или пуская это пустой стакан, который может быть наполнен в любой момент и чем угодно" (Джон Кейдж). Впервые эта лекция была прочитана в 1949 или 1950 году в художественном клубе на 8-ой улице в Нью-Йорке. Опубликована она была только в 1959-ом году. В каждой ее строчке 4 такта, 12 строчек составляют раздел ритмической структуры. Таких разделов - 48. Целое делится на 5 больших частей: 7, 6, 14, 14, 7. Подобным же образом и поделен каждый раздел.
Джон Кейдж: "Безжизненная структура мертва. Жизнь без структуры - невидима. Она может быть выражена только в структуре и посредством структуры".
Рефреном в течение всей лекции повторяется текст:
"медленно у нас появляется ощущение, что мы заходим в никуда. Это приятно и это будет продолжаться. Если вас что-то раздражает, вы не получаете удовольствия. Но неожиданно само раздражение становится приятным, и оно все меньше беспокоит вас. Медленно и постепенно оно все меньше беспокоит вас. Изначально мы находились нигде, а сейчас мы доставляем себе удовольствие медленно возвращаться туда. Кто хочет спать, пусть спит."
В завершении чествования Кейджа 7 сентября в конференц-зале консерватории состоится научная конференция, во время будут прочитаны доклады и сообщения, посвященные Кейджу или имеющие какое-либо к нему отношение. В этом ученом обсуждении примут участие Ю. Холопов, М. Переверзева, М. Пекарский, А. Любимов, М. Дубов, К. Зенкин, Н. Дроздецкая и др.



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100