5
сентября исполняется 90 лет со дня рождения Джона Кейджа (1912 - 1992)
и, одновременно, 10 лет со дня его смерти. В связи с этим в Московской
консерватории в течение трех дней - 5, 6 и 7 сентября - российские поклонники
американского композитора, философа и художника будут отмечать этот
праздник.
Джон Кейдж родился в Лос-Анджелесе в 1912 году. В 1930-ом во Франции
изучал архитектуру и брал уроки музыки. С 1931 по 1937 год изучал композицию
в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке и в Калифорнийском
университете в Лос-Анджелесе, а также под руководством австрийского
композитора Арнольда Шенберга. До войны преподавал в одном из Калифорнийских
колледжей, читал лекции по экспериментальной музыке в Чикагском институте
дизайна. В 1942 он переехал в Нью-Йорк, где познакомился с Питом Мондрианом,
Марселем Дюшаном и Андре Бретоном. С начала 50-х стал экспериментировать
с необычными инструментами: "Что касется современной музыки, своими
интервалами она все еще завораживала меня. Но мной уже завладел комплекс
избегания последовательностей, подразумевающих присутствие реально не
звучащих тонов. Я увидел, что разобщенность слуха и разума портила сами
звуки, что необходимо какое-то чистое состояние. И я стал не просто
современным, я сделался "авангардистом". Я начал использовать
шумы. Они были подвержены интеллектуализации; их можно было воспринимать
непосредственно, без помощи отвлеченностей. Я обнаружил, что полюбил
шумы даже больше, чем интервалы. И даже почти также, как отдельные звуки.
Шумы, конечно, были подвержены дискриминации. Я, который по всем американским
канонам должен был уже стать хоть немного сентиментальным, повел борьбу
против этой дискриминации. В полиции я получил разрешение на использование
сирен…" (из "Лекции о Ничто"). Бесконечно расширяя само
понятие музыки ("для уха, открытого всякому звуку, все может быть
музыкальным"), постоянно применяет алеаторику: концерты, на которых
исполняется его музыка, приобретают характер хеппенинга, акции. Кроме
того, Джон Кейдж работал и как художник, наиболее известна его серия
литографий, которая представляет собой вариант нотной записи музыкальных
произведений. С конца 50-х он выступает и как теоретик, философ, писатель.
Помимо лекции, были опубликованы его статьи и книги: "Тишина"
(1961), "Дневник" (1967 - 1968) и др.
В первый день посвященного Кейджу мини-фестиваля в Малом зале консерватории
состоится концерт "Пустые слова в тишине: День рождения Джона Кейджа
(1912 - 1992)". В этот вечер прозвучат такие произведения ультрамодерниста
и экспериментатора, как "Четыре стены", "Вечное танго",
Песенники 1 и 2, Свинг, Струнный квартет, Фортепианный концерт, "Навсегда
и запах солнца", "Открытка с неба", "Дешевое подражание".
В концерте примут участие Алексей Любимов, Марк Пекарский, Светлана
Савенко, Михаил Дубов, Дмитрий Чеглаков, Татьяна Михеева, Александр
Тростянский-квартет, Андрей Дойников, Петр Айду, Ольга Кумегер, Андрей
Смирнов, Лидия Давыдова, Кирилл Рыбаков.
Но самая знаменитая пьеса Кейджа, инспирированная "белой живописью"
Раушенберга, - 4'33" - исполнена не будет. По причине простой и
очевидной - добиться нескольких минут тишины невозможно в концертном
зале в центре большого города. Для исполнения этой пьесы необходима
комната с звуконепроницаемыми стенами, такая, как во время премьеры
этого произведения, которая состоялась в Гарварде в 1952 году. Музыкант,
исполнявший пьесу 4'33", состоящую из трех частей - 33", 2'40"
и 1'20", - начал с того, что закрыл клавиатуру рояля и открыл ее
только после окончания произведения. Это сочинение Кейджа, как считают
критики, является музыкальным эквивалентом "чистого ничто".
На следующий день в конференц-зале консерватории состоится "Музыкальный
салон: посвящение Кейджу". Помимо исполнения музыкальных произведений
в программе вечера - две лекции музыканта и философа Кейджа: "Лекция
о Ничто" и "Лекция о нечто". В "Музыкальном салоне"
примут участие Антон Батагов, Дмитрий Ухов, Михаил Дубов, Марк Пекарский,
Андрей Дойников, Светлана Савенко и другие.
"Лекция о Ничто" "имеет свою композицию - я сочиняю ее
также, как и музыкальное произведение. Или это стакан молока. Причем,
стакан необходим так же, как и молоко. Или пуская это пустой стакан,
который может быть наполнен в любой момент и чем угодно" (Джон
Кейдж). Впервые эта лекция была прочитана в 1949 или 1950 году в художественном
клубе на 8-ой улице в Нью-Йорке. Опубликована она была только в 1959-ом
году. В каждой ее строчке 4 такта, 12 строчек составляют раздел ритмической
структуры. Таких разделов - 48. Целое делится на 5 больших частей: 7,
6, 14, 14, 7. Подобным же образом и поделен каждый раздел.
Джон Кейдж: "Безжизненная структура мертва. Жизнь без структуры
- невидима. Она может быть выражена только в структуре и посредством
структуры".
Рефреном в течение всей лекции повторяется текст:
"медленно у нас появляется ощущение, что мы заходим в никуда. Это
приятно и это будет продолжаться. Если вас что-то раздражает, вы не
получаете удовольствия. Но неожиданно само раздражение становится приятным,
и оно все меньше беспокоит вас. Медленно и постепенно оно все меньше
беспокоит вас. Изначально мы находились нигде, а сейчас мы доставляем
себе удовольствие медленно возвращаться туда. Кто хочет спать, пусть
спит."
В завершении чествования Кейджа 7 сентября в конференц-зале консерватории
состоится научная конференция, во время будут прочитаны доклады и сообщения,
посвященные Кейджу или имеющие какое-либо к нему отношение. В этом ученом
обсуждении примут участие Ю. Холопов, М. Переверзева, М. Пекарский,
А. Любимов, М. Дубов, К. Зенкин, Н. Дроздецкая и др.