05.01.2002
Выставки
Дело не в уровне, но в посещаемости
[Надежда Штиль]
В конце далеких 80-х, когда андеграундные художники и
музыканты вышли из подполья, рок-концерты стали играть в отдаленных
от центра ДК, а выставки, умопомрачительные по своим масштабам, начали
проводить в ЛДМ (Ленинградский дворец молодежи) и в Гавани, тогда митьки
все поголовно носили тельняшки, щегольски заворачивали усы и рисовали
веселые картинки, Тимур Новиков еще не впал в академизм и его самолетики
висели рядом с трагикомичными комиксами Виктора Цоя.
Теперь в первые дни 2002-го года случайно осевшие в чужих архивах почеркушки
"последнего героя" Советского Союза, на чьей могиле теперь
ночуют поклонники, попали на стены Новой Академии Изящных искусств как
автографы гения прошедшей эпохи. Интрига подглядывания, интрига снятия
покровов с тайны безотказно завлекает, особенно если объектом выступает
знаменитость.
Для экспозиции в Новой Академии, также как и для одновременно открывшейся
с ней выставки "Тайная жизнь музыкантов" в музее Нонконформистского
искусства, уровень работ был гораздо менее важен, чем громкие или даже
звездные имена участников. На стенах музея висит не просто ерунда, но
ерунда в квадрате - продукты досужего времяпрепровождения, по степени
отсутствия открытий и наличия скуки, сравнимые разве что с отчетными
выставками в Союзе художников. Правда, благодаря звездным именам участников,
выставка пользуется большой популярностью. Число пожелавших ознакомиться
с тайнами рок-звезд сравнимо разве что с количеством посетителей на
выставках рисунков душевнобольных.
Ясно, за то, что получилось в результате, нет никакого смысла упрекать
музыкантов. В конце концов, это их частное дело, показывать или не показывать
народу свое изобразительное творчество. И вряд ли стоит предъявлять
претензии кураторам: что они хотели, то и получили. Другими словами,
как на вернисаже объяснял Новиков журналистам и публике, "дело
не в уровне", но в гениальности: рисунки Цоя это как рисунки Пушкина,
с той лишь разницей что первый изучал изобразительное искусство в художественной
школе и в училище им.Серова, а второй - в Царскосельском Лицее. Впрочем,
думается, что Цой вовсе не нуждался в том, чтобы оправдывать низкий
уровень выставки, сделанной не им, его же гениальностью. Достаточно
было просто выставить несколько его реальных работ, которые когда-то
экспонировались наравне с произведениями Шинкарева, Шагина, самого Тимура
Новикова и других художников ныне известных и почитаемых.
И еще, что характерно, о прямом следствии этой гениальности, т.е. о
возросшей посещаемости залов "Новой Академии", Новиков дипломатично
умолчал.