3
февраля в Музее Сновидений Фрейда лекцию "Фотография без фотоаппарата"
прочитал Адам Фусс, нью-йоркский художник, работающий в технике фотограммы.
Он не только объяснил, какие технические и технологические особенности
характеризуют процесс получения фотоизображения без использования оптики
и негатива, но и высказал собственное мнение о содержательной стороне
получаемых произведений. Для предшественников Адама Фусса, например,
фотографов-абстракционистов начала ХХ века, фотограмма заключала в себе
возможность в реальности найти чистые формы без какого-либо содержания.
Для Ман Рея (Man Ray) - способом запечатлеть игру случайных пересечений
материальных объектов, в результате создающую эффект сюрреалистического
видения.
Адаму
Фуссу, спустя сто лет, все представляется в ином свете. В своем интервью
нью-йоркский художник заявил, что не считает свое творчество работой,
а "своего рода лекарством", которое помогает разобраться в
себе: "Для меня фотограммы являются весьма утонченным видом искусства,
я бы даже назвал их застывшей поэзией". Следы света, запечатленные
на фотобумаге - это метафоры, "призраки" (так называется последняя
книга художника). И хотя Фусс буквально слово в слово повторяет высказывание
еще одного своего предшественника Ласло Мохоль-Наги (Laszlo Moholy-Nagy),
именно он ввел в 1922 году термин "фотограмма": "решающее
значение в фотографии имеет "расширение границ в передаче реальной
действительности и использование света как изобразительного фактора,
свето-тень вместо красок", - смысл коренным образом меняется. Не
пафос познания, а лирический дневник. Не распознавание в световых, а
затем и в рентгеновских, лучах сущности объектов, изучение их строения
и тайных свойств, а создание аллегорий, символических высказываний,
которые часто обладают смыслом только для самого автора. Он и сам не
отрицает, что в его творчестве определяющую роль играют эмоции. О последней
книге фотограмм, сделанных, преимущественно, в голубом цвете, Адам Фусс
сказал: "эта книга обо мне. Она является отражением моего внутреннего
мира, моих чувств и эмоций". Впрочем, есть вероятность, что замечание
это тоже не следует понимать буквально - только как очередную метафору.