Красный цвет для русской культуры избирательно харизматичен. Драматизм
интонаций красного, как символа жизни и смерти, наивысшего напряжения
достигает в 20 веке, сменившем вектор концентрации от красного "красивого"
(Красная площадь) и цвета жизни, жертвенности и героизма (древнерусская
иконопись), к знаку трагических предзнаменований ("Красный квадрат"
К. Малевича), революционных настроений и преобразований (русский конструктивизм),впоследствии
идеологически окрашенному 70-летней эпохой построения коммунизма.
Проект "Russian Red", реализуемый на протяжении полутора лет
в акционных, фото и мультимедиа формах, одновременно сфокусирован как
на традиционно-исторической русскости красного, так и на репрезентации
тоталитарной суггестии цвета, связанной с репрессиями, стройками социализма,
кровопролитными войнами, коммунальным бытом, экономическим развалом,
социальным неравноправием и равнодушием. Этот визуально-чувственный
образ-цвет застрял детским комплексом в коллективной памяти русских
людей, несмотря на протекающий милленниум, надвигающуюся глобализацию,
экологические и техногенные катастрофы и обострен реинкарнированным
в конце 20 столетия красным флагом как одним из непоколебимых символов
страны.
Художественные рефлексии Ю. Васильева в соответствии с личным экзистенциальным
опытом в персональном проекте "Russian Red" репрезентированы
крайне разнообразным визуальным рядом, но в проекте реализуемом в Научно-исследовательском
музее при Академии Художеств России музее-квартире А.И. Куинджи будут
представлены директ-имиджем "Красная березовая роща" из перформанса,
проведенного автором в Костромской области и мультимедийным фильмом
на эту тему. Эта часть проекта как бы продолжает исторический контент
традиций русского пейзажа. Второя составляющая проекта состоит из ряда
фотографий и видеофильма, на которых многократно воспроизведены лезвия
опасной бритвы в человеческих руках.
И сколь бы не милосердны были благие намерения, сублимация памяти красного
так и останется родимым пятном и наведет на большое число различных
воспоминаний о прошлом и параллельных коннотаций с реальностью.