05.12.2001
          Выставки
        Неэвклидова живопись Петрова-Водкина
          [Надежда Штиль]
        В Московском Центре искусств в рамках программы "Русский 
          музей в Москве" 4 декабря открылась выставка произведений Кузьмы 
          Петрова-Водкина. 30 работ из собрания Русского музея позволят составить 
          мнение об этом оригинальном русском живописце. Автор "Купания красного 
          коня", "Селедки", "Смерти комиссара" писал 
          в своих воспоминаниях в книге "Пространство Эвклида", что 
          наиболее значимые уроки живописи он получил не у признанных европейских 
          мастеров во время своего путешествия по Европе на велосипеде, и не в 
          стенах училища барона фон Штиглица. Размышляя над национальным своеобразием 
          цвета в быту, он пришел к выводу, что его определяет среда обитания. 
          Показательно, в этом смысле, то, что Петров-Водкин называет своим первым 
          сильным живописным впечатлением роспись люльки, в которой его нянчили. 
          Если бы эта вещь сохранилась, сказал художник, то она бы могла многое 
          прояснить в нем самом и в его видении мира. Собственное творчество он 
          воспринимал как бесконечный поиск новых живописных средств, все то, 
          что было сделано предшественниками и современниками его не удовлетворяло. 
          Поиски абсолютной живописной истины можно сравнить с его восхождением 
          на извергающуюся Этну - когда все спутники уже отстали, он продолжает 
          идти туда, где трескается земля и изливается лава.