05.12.2001
Выставки
Неэвклидова живопись Петрова-Водкина
[Надежда Штиль]
В Московском Центре искусств в рамках программы "Русский
музей в Москве" 4 декабря открылась выставка произведений Кузьмы
Петрова-Водкина. 30 работ из собрания Русского музея позволят составить
мнение об этом оригинальном русском живописце. Автор "Купания красного
коня", "Селедки", "Смерти комиссара" писал
в своих воспоминаниях в книге "Пространство Эвклида", что
наиболее значимые уроки живописи он получил не у признанных европейских
мастеров во время своего путешествия по Европе на велосипеде, и не в
стенах училища барона фон Штиглица. Размышляя над национальным своеобразием
цвета в быту, он пришел к выводу, что его определяет среда обитания.
Показательно, в этом смысле, то, что Петров-Водкин называет своим первым
сильным живописным впечатлением роспись люльки, в которой его нянчили.
Если бы эта вещь сохранилась, сказал художник, то она бы могла многое
прояснить в нем самом и в его видении мира. Собственное творчество он
воспринимал как бесконечный поиск новых живописных средств, все то,
что было сделано предшественниками и современниками его не удовлетворяло.
Поиски абсолютной живописной истины можно сравнить с его восхождением
на извергающуюся Этну - когда все спутники уже отстали, он продолжает
идти туда, где трескается земля и изливается лава.