Живопись,
фотография, световые инсталляции, издающие звуки объекты и компьютеры,
живущие своей загадочной жизнью. 260 галерей из 26 стран на площади
в несколько сот тысяч квадратных метров. Увидеть такое в Северном
Рейн - Вестфалии можно только пять дней в году на кунстмессе "Art
Cologne", которая в этом году прошла в конце октября – начале
ноября в Кельне.
Art Cologne, в этом году уже 39-ая по счету, – старейшая и, как считают
специалисты, важнейшая выставка-ярмарка современного искусства в Германии.
Впрочем, много ли значат сегодня национальные границы? Основные конкуренты
Art Cologne сейчас не столько национальные ярмарки, сколько международные
художественные мессы – "Frieze Art Fair" в Лондоне, "Art"
в Базеле и "Art Forum" в Берлине, после объединения Германии
постепенно перетянувший на себя одеяло выставочной и рыночной активности.
Перед Art Cologne, которая, судя по симптомам, переживает кризис среднего
возраста, сейчас встают вопросы, относительно того, в какую сторону
следует двигаться дальше. Первые звоночки уже прозвенели. На мессе
этого года не найти стенды галереи Annely Juda (Лондон), получившей
в свое время приз от Мессы, и одной из самых успешных в Кельне галереи
Gmurzynska, которая по слухам вообще выводит капитал из Рейнской столицы.
Без этих двух участников Art Cologne раньше вообще был не представим.
Желание клиента – закон для продавца
Существует
два критерия, по которым можно судить о рыночной успешности или неуспешности.
Первый, действующий для любых выставок, – это количество зрителей,
которые ее посетили. В 2003 году на Art Cologne было 63000 посетителей,
в 2004 году – 70000, в нынешнем – 72000, что связано, в частности,
с политикой кураторов, пригласивших вновь открытые музеи участвовать
в Мессе.
Второй критерий, действующий для выставок-продаж, - денежный оборот.
О том, сколько картин продано, сигнализируют красные точки, то тут,
то там наклеенные рядом с произведениями. Точки говорят о том, что
картина уже нашла нового хозяина и после закрытия мессы отправится
куда-нибудь за океан. Здесь у Art Cologne дела тоже пока не плохи.
По оценкам экспертов, рыночный оборот Мессы должен составлять порядка
60 млн. евро. Но если все находится в границах допустимого, то в чем
же тогда проблема?
Главный вопрос, которым задаются как организаторы выставки, так и
рыночные аналитики, как долго можно эту ситуацию продлевать. И тот
факт, что от участия в рынке этого года отказались известные операторы,
говорит о многом. Если галерея Gmurzynska, выставляющая произведения
ценой в миллион евро отказывается от участия, значит она не надеется
их продать на Art Cologne, т.е. не верит в то, что Art Cologne сможет
привлечь покупателей, способных купить произведения по указанной цене.
Отказ от участия, в свою очередь – это сигнал для тех, кто остался
верен Рейнской Мессе: как для продавцов, так и для покупателей.
Кризис этот, впрочем, системный, а не индивидуальный, и причины, его
повлекшие связаны не только с национальными реалиями, но с изменениями,
произошедшими в системе функционирования мирового художественного
рынка. Наиболее известные его игроки/покупатели все больше ориентируются
сейчас на американских коллекционеров, которым - во многом из налоговых
соображений - гораздо выгоднее приобретать искусство в Англии, чем
в Германии.
Кроме того, как отмечают рыночные аналитики, роль арт-месс как рынка
искусства медленно, но неуклонно идет на убыль. Зато все чаще речь
идет об использовании искусства как крыши для продажи объектов роскоши.
Так фирма ювелирная фирма "Bulgari" продает на Базельском
"Art" украшения, фирма "Jaguar" презентует свои
автомобили на Маастрихтской мессе, место "Ягуара" позже
занимает "Фольксваген" со своим "Фаэтоном". Рынок
меняется, и во что он превратится в обозримом будущем, неясно пока
никому.
Антиквариатом не торгуем
Вопрос,
касающийся Art Cologne непосредственно, – специализация, а вернее
ее отсутствие. В известном смысле, самая большая проблема Мессы –
ее прошлое как крупнейшего национального рынка искусства, причем искусства
разного, а не только современного. Самая дорогая работа, представленная
на нынешней Art Cologne, - "Бюст мужчины с трубкой" (1969
г.) Пабло Пикассо - была выставлена на стенде Зальцбургской галереи
Salis&Vertes по цене 2.1 млн. евро. Работы Макса Эрнста колебались
от 120 до 850 тыс. евро, а живопись Герхарда Рихтера была оценена
Дюссельдорфской галереей Ludorff в 850 тыс. евро.
Однако, миллионные планки, для Art Cologne вовсе не норма, но исключение.
Средняя цена колеблется около 20 тыс. евро. Можно, даже, приобрести
что-нибудь малоформатное евро за 700, но для выставки такого масштаба
– это все равно, что получить подарок. В связи с этим возникает вопрос,
насколько окупает себя продажа картин Пикассо, Матисса & Co? Ведь
тот, кто хочет их купить, скорее отправится в Базель и Маастрихт,
которые в этом сегменте рынка неизмеримо сильнее.
В этом плане, выходом для Art Cologne могла бы стать ее роль не национальной,
но региональной художественной мессы, ориентирующейся на мелкого и
среднего покупателя. А также переориентация сугубо на актуальное искусство.
В этом смысле образцом для подражания мог бы стать Art Forum в Берлине,
антиквариатом не торгующий, но целиком построенный на современном
искусстве. Организаторы это, думается, понимают, именно поэтому в
программе нынешней Мессы организованы подразделы – "новые таланты",
"новые музеи", "открытое пространство", "новые
контемпорарии".
Особое место в программе занимало корейское искусство (главным образом
медиа-арт), интервенция которого была приурочена к году Кореи в Германии.
Вращающиеся вокруг своей оси жидкокристаллические мониторы, пространства,
разделенные полупрозрачными стенами экранами, фосфоресцирующие книги,
видеогазеты и объекты классика жанра Нам Джун Пайка – сомнений остаться
не могло: в медиа-арте Корея до сих пор впереди планеты всей. Впрочем,
по сравнению с нетематической программой, эти разделы по-прежнему
остаются если не каплей в море, то ведром в озере.
В этом смысле, оснований почивать на лаврах, у организаторов Art Cologne
нет. Тем более, что и международный художественный рынок на месте
не стоит. Уже сейчас появились коллекционеры, не посещающие мессы,
но предпочитающие покупать искусство у себя на дому или в тех местах,
где они так или иначе останавливаются или бывают: на конгрессах, в
гостиницах, ресторанах. Это говорит о том, что рынок все больше децентрализуется
и дифференцируется, и одной из немногих возможностей выживания в этих
условиях является узкий профиль, который выделит Art Cologne на фоне
других месс.