Русские
завидуют чужому успеху, преклоняясь перед успешными людьми и ругая
их одновременно. Русские убеждают себя и собратьев в несоответствии
чужих заслуг и чужого почета. Русские сетуют за невнимание к гениальной
собственной персоне, которая, по их мнению, все уже успела, всего
достигла. Всего, кроме славы.
Поводом для зависти и негодования петербургских фотографов стала открывшаяся
в Строгановском дворце выставка немецкого фоторепортера и портретиста
Даниэля Бискупа "Петербург глазами фотографа". В один голос
они заявили, что снимают лучше - откройте любую газету. Их камера
- объективней, глаз - проницательней. Вот только кто же их - журналистов,
репортеров, работяг, - пустит в музей!
Музей - пространство для избранных. Нет, отнюдь не для тех, кто отмечен
печатью творческого вдохновения, искателей вечной истины и вечной
красоты. Совсем для других - баловней международной дипломатии, игроков
на политической бирже. Вот этот самый Бискуп - он молод, красив и
удачлив. Он несколько лет прослужил личным фотографов Гельмута Коля,
снимал канцлеров и министров, путчи и гражданские войны, развал и
воссоединение стран. Он путешественник и гедонист, он любит красивых
женщин и дорогие кабаки. И, наконец, его фотографии красуются на страницах
"Spigel", "Die Zeit", "Freitag" и других
знаменитых немецких газет. Есть от чего задохнуться.
А
что же его фотографии? Завистники считают, что они банальны и пусты.
Любой ребенок, взявший в руки камеру, вот так же бы отснял рекламный
сэндвич на Невском, красотку в кабаре, ключи на стенде в Мариинском,
полки в мясном ларьке. Что за мысль - предпочесть вечности Зимнего
дворца целующуюся парочку или закутанного в полиэтилен рыбака на Невском
льду! Силуэт Эрмитажа на этих снимках - только фон для повседневных
радостей горожан. Что за удовольствие - выискивать по окраинам рекламные
плакаты, вроде пропаганды серии "Taft", обещающей 300 лет
красоты в любую погоду! Это просто насмешка какая-то.
В единодушном осуждении фотографами Бискупа к типичному русскому примешивается
характерно питерское: залетный немец посмел нарушить приоритет памятника
над человеком, музея - над жизнью. С такими защитниками Петербургу
нечего беспокоиться. Пусть фотографы воюют за лучшее отражение прекрасной
питерской действительности и свое место в вечности, простой зритель,
наконец-то, может увидеть себя. И, поверьте, не в роли бессловесного
статиста на фоне равнодушных декораций, а в качестве главного героя,
немного красующегося, бравирующего весельем и уверенностью в себе.