В
Русском музее (Корпус Бенуа) проходит выставка работ Бориса Кустодиева,
посвященная 125-летию со дня его рождения. Среди около 350 произведений
- не только знаменитая череда купчих и масленичных гуляк, но и менее
известные широкой публике работы художника из нескольких музеев России.
"Единственный сюжет моих картин - это радость жизни" - говорил
Кустодиев. Художник, создавший свой, особый мир, куда не было допуска
ни бедам-несчастьям, ни плохой погоде. Маленький провинциальный городок
где-то на Волге, немного похожий на родную Астрахань - такие же яркие
краски зелени в знойный полдень и спелые фрукты. Только зелень ярче,
и фрукты спелее. Там дородные купчихи пьют чай из огромных самоваров,
растут яблоки, краснее которых не бывает, и пекут бублики - самые
аппетитные на всем белом свете. Желанная страна Муравия, где не нужно
прясть, ткать и работать, а все, что позволяется делать - это заниматься
благостным ничегонеделаньем. В этот безмятежном мире живут и реальные
персонажи: жена художника, его дети, да и сам Кустодиев, не удержавшийся
от соблазна вписать свой портрет в галерею счастливых обладателей
гражданства в этой райской стране, находящейся
где-то очень далеко от большого мира. Так далеко, что ни шум революции,
ни выстрелы, вовсю пускаемые в лоб кустодиевским героям на "большой
земле", не дошли до этого маленького мира. Не узнали там и о
страшной болезни художника, на десять последних лет жизни лет приковавшей
его к креслу, ни о голоде, бушевавшем в Петрограде в то время, когда
знаменитая Купчиха вальяжно распивала чай на балконе. И даже о том,
что создатель и Бог этого мира, художник Борис Кустодиев, ради прокорма
семьи рисовал революционные плакаты и портреты Ленина на почтовой
бумаге, брал заказы на изображение "Праздника на площади Урицкого
в честь открытия конгресса III коммунистического интернационала"
и "Большевика", водружающего красное знамя на крыше здания.
Только вот взгляд у большевика уж очень страшный, и гипертрофированное
знамя напоминает не то язык Змея Горыныча, не то - кровавую реку.
В "большом мире" художник не схалтурил. Но и своим не стал.
Так и стоит особняком, поющий вечную песнь во славу пышущей красотой
и здоровьем "Русской Венеры".