Продолжение
съемок нового фильма немецкого режиссера Фолькера Шлендорфа (Volker
Schloendorff) под угрозой. На лауреата премии Оскар подала в суд Анна
Валентынович (Anna Walentynowicz), основательница движения "Солидарность",
судьба которой изображена в новой ленте.
В фильме под названием "Забытая героиня" (Eine vergessene
Heldin) идет речь о начале движения сопротивления на верфи им.Ленина
в Данциге. Двадцать пять лет назад эти события всколыхнули всю тогда
еще социалистическую Польшу. Впрочем, Анна Валентынович, тогда машинистка
крана, а сейчас – прототип главной героини, расходится с Шлендорфом
во взгляде на историю.
Расхождения касаются, главным образом, истории личной. Со слов Валентынович,
в фильме повествует о ее жизни, причем совсем не в том ключе, в каком
бы ей хотелось. Основательница "Солидарности" изображена
там как алкоголичка, не умеющая читать и писать, а верфь им. Ленина
– как гигантская воровская сеть. Героиня фильма призывает других рабочих
кидать бутылками в директора верфи, за что попадает в тюрьму, а по
выходу оттуда обнаруживает, что ее сын стал полицейским.
Как утверждает Валентынович, Шлендорф вообще не поставил в известность
о своем намерении снять фильм о ее судьбе. Впервые она узнала об этом
только в конце октября этого года, после того как на верфи начались
съемки. Прояснив для себя некоторые детали сценария, Валентынович
потребовала его переписать, что Шлендорф ей пообещал. Как считает
Валентынович, режиссер свое обещание не сдержал: было изменено только
имя главной героини, а все детали остались нетронутыми. После чего
Валентынович не осталось ничего, как использовать судебные методы
защиты.
Валентынович говорит в интервью немецкой газете "Райнише пост"
(Rheinische Post), что сейчас она требует не только изменения деталей,
но не согласна со всем сценарием. "Я уже один раз доверилась
Шлендорфу, когда он мне пообещал изменить сценарий. Солгав, он разочаровал
меня".
Возмущение Валентынович, также как и ее желание восстановить историческую
правду, легко понять. Непонятно одно, можно ли отнять у режиссера
художественного фильма право на вымысел. Как сообщил "Райнише
пост" оператор фильма Андреас Хофер (Andreas Hoefer): "Этот
фильм – не о "Солидарности". Исторические события – всего
лишь фон", на котором разыгрывается другая вымышленная история.