Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

06.09.2002
Музыка

"Диалог" с "Бетховеном"

Институт ПРО АРТЕ 14 сентября в 16.00 концертом ансамбля eNsemble в Эрмитажном театре открывает новый сезон. Также в этот день будут играть еще два коллектива - оркестр Государственного Эрмитажа "Санкт-Петербург Камерата" и рок-группа "Черемуха". На концерте, названном "Людвиг", прозвучит "музыка о Бетховене" четырех современных композиторов": Юкка Тиенсуу - "Tombeau de Beethoven", Маурисио Кагель - "Людвиг ван", Дитер Шнебель - "Симфония Бетховена" и Луи Андриссен - "Девять симфоний Бетховена".
Многие современные композиторы обращаются к музыке прошлого с утопической надеждой вступить с ней в диалог. У них Бетховен не так популярен как, например, Бах. Творческий облик Бетховена - скульптура в движении; в плане эмоциональном и интеллектуальном (что для Бетховена одно и то же) его музыка соткана из совершенно неуловимых оттенков самых простых и самых высоких идей и чувствований. Поэтому для любого композитора иметь дело с Бетховеном довольно опасно: как правило, он рискует оказаться в роли архивариуса или ботаника. Тем более что в своей работе ему никак не обойтись без консервирующих методов. Ведь у Бетховена прописные музыкальные буквы и истины неотторжимы от их питательной среды - музыкального синтаксиса, дыхания формы и т.д. Эту живую ткань нельзя воспроизвести, ей невозможно подражать. Только игра, только пародия, только пересмешничество.
Наиболее очевидный путь для авторов, отважившихся на "диалог" с Бетховеном - коллаж: стасовать прописные бетховенские буквы, как карты и сдать их слушателям в произвольном порядке. Затем монтаж (в смысле почти кинематографическом, эйзенштейновском): кадр А граничит с кадром В так, что вместе они порождают смысл С, которого нет ни в А, ни в В. Остается, наконец, попытка проникновения со взломом на композиторскую кухню Бетховена: имитация внутренних процессов, протекающих в бетховенской форме.
Ни один из трех путей нельзя назвать простым или хотя бы более простым - ни для восприятия, ни с точки зрения композиторской техники. И ни в одном сочинении, представленном в программе, автор не следует какому-либо методу. С Бетховеном страшно, и все плутают, сбиваются с пути и ездят поперек дороги. Как сказал бы Луи Андриссен, не Бетховен, а "Бетховен". Так что - "диалог" с "Бетховеном".



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100