Институт
ПРО АРТЕ 14 сентября в 16.00 концертом ансамбля eNsemble в Эрмитажном
театре открывает новый сезон. Также в этот день будут играть еще два
коллектива - оркестр Государственного Эрмитажа "Санкт-Петербург
Камерата" и рок-группа "Черемуха". На концерте, названном
"Людвиг", прозвучит "музыка о Бетховене" четырех
современных композиторов": Юкка Тиенсуу - "Tombeau de Beethoven",
Маурисио Кагель - "Людвиг ван", Дитер Шнебель - "Симфония
Бетховена" и Луи Андриссен - "Девять симфоний Бетховена".
Многие современные композиторы обращаются к музыке прошлого с утопической
надеждой вступить с ней в диалог. У них Бетховен не так популярен как,
например, Бах. Творческий облик Бетховена - скульптура в движении; в
плане эмоциональном и интеллектуальном (что для Бетховена одно и то
же) его музыка соткана из совершенно неуловимых оттенков самых простых
и самых высоких идей и чувствований. Поэтому для любого композитора
иметь дело с Бетховеном довольно опасно: как правило, он рискует оказаться
в роли архивариуса или ботаника. Тем более что в своей работе ему никак
не обойтись без консервирующих методов. Ведь у Бетховена прописные музыкальные
буквы и истины неотторжимы от их питательной среды - музыкального синтаксиса,
дыхания формы и т.д. Эту живую ткань нельзя воспроизвести, ей невозможно
подражать. Только игра, только пародия, только пересмешничество.
Наиболее очевидный путь для авторов, отважившихся на "диалог"
с Бетховеном - коллаж: стасовать прописные бетховенские буквы, как карты
и сдать их слушателям в произвольном порядке. Затем монтаж (в смысле
почти кинематографическом, эйзенштейновском): кадр А граничит с кадром
В так, что вместе они порождают смысл С, которого нет ни в А, ни в В.
Остается, наконец, попытка проникновения со взломом на композиторскую
кухню Бетховена: имитация внутренних процессов, протекающих в бетховенской
форме.
Ни один из трех путей нельзя назвать простым или хотя бы более простым
- ни для восприятия, ни с точки зрения композиторской техники. И ни
в одном сочинении, представленном в программе, автор не следует какому-либо
методу. С Бетховеном страшно, и все плутают, сбиваются с пути и ездят
поперек дороги. Как сказал бы Луи Андриссен, не Бетховен, а "Бетховен".
Так что - "диалог" с "Бетховеном".