3
сентября в Музее Сновидений Фрейда нью-йоркские художники Дмитрий Гельфанд
и Эвелина Домнич демонстрировали видео-документацию своих многомерных
инсталляций, создаваемых при помощи совсем уж не художественных материй
- световых и звуковых волн, химических реактивов. Искусство за гранью
искусства. Искусство, осуществляемое на территории науки. Причем, и
это очень важно заметить, их инсталляции - это не наукоемкие произведения,
основанные на достижениях технического прогресса и высоких технологий.
Они представляют собой демонстрацию физических и химических феноменов,
превращений, метаморфоз, говорящих не о технике, не о знании и прогрессе,
а о космосе.
В своей "Лекции о Ничто" Джон Кейдж сказал: "Когда нет
вопросов - нет ответов". Современные ученые, занимаясь исследованиями
в самых различных областях, поднаторели в умении спрашивать - на каждый
свой вопрос они обязательно получают ответ. Другое дело, что эти ответы
могут друг другу противоречить - ведь любое действие, даже постановка
вопроса, является вмешательством в действительность. Ответ уже коренится
в условиях поставленной ученым задачи. Как сказала, используя язык метафор,
Эвелина Домнич, "у каждого узкого специалиста имеются свои собственные
очки, через которые он смотрит на мир" - с помощью такого оптического
прибора невозможно увидеть целое, невозможно создать картину мира.
Дмитрий Гельфанд и Эвелина Домнич поступают не как ученые, а как художники.
Они не задают вопросов - они придумывают образы, ситуации, видения.
Они моделируют картину мира, в которой присутствуют все известные элементы,
стихии - огонь, воздух, вода, земля.
Во многом их действия схожи с представлениями античных натурфилософов.
Но те сочиняли свои "мировоззрения", созерцая, наблюдая за
планетами, небом и различными природными явлениями. Например, чтобы
увидеть жидкий огонь, им приходилось подниматься к жерлу вулкана. Современным
натурфилософам Домнич и Гельфанду нет необходимости совершать такие
опасные путешествия - они могут смоделировать свой собственный вулкан,
в темном помещении без помощи огня и электричества могут с помощью двух
жидкостей создать источник света, в реальном небе на настоящих облаках
они способны сымитировать поддельный закат.
Работая с веществами, электромагнитными и звуковыми волнами, Домнич
и Гельфанд создают образ, для восприятия которого необходимы тот же
набор чувств, что и для реального мира. Задействовано все - слух, зрение,
обоняние… Их произведение правомерно назвать креатурой - казалось бы,
созданное из ничего, оно занимает определенное место в пространстве
и быстро изменяется во времени. Это творение - порождение воображения
художников и знаний физиков, химиков, других, более узких специалистов,
вполне в состоянии убедить, во первых, в том, что мир целостен, что
у него имеется только одна причина. Конечно, они не называют ее водой,
как Фалес, или огнем, как Гераклит, ни даже пневмой, как Анаксимандр.
Они не говорят "нус" вслед за Аристотелем, или Бог. Но их
утверждение о существовании вечного двигателя - равно утверждению о
Боге; внимание к различным волнам - убеждению в наличии первопричины
всего.
Чтобы описать их креатуры нет необходимости выдумывать слова и образы.
Можно обратиться к античным философам, воспользоваться их цитатами:
"…тогда же через плотно-густой аэр, разорвав его, прорывается пневма.
А почему иной раз гремит, но без вспышки? Потому что пневма послабее:
на пламя у нее не хватило сил, на звук хватило. Что же в таком случае
есть вспышка молнии как таковая? Колебательное движение аэра, который
то растягивается, то снова собирается в кучу, обнаруживая вялый огонь,
который не успеет выйти наружу. Что есть перун? Струя более пористой
и плотнее сжатой пневмы, прорвавшей облачную оболочку" (Сенека
об Анаксимандре).
И последнее сравнение. Дмитрий Гельфанд и Эвелина Домнич на встрече
в Музее Фрейда попросили иметь ввиду, что представляемое видео - это
только документация, а не само искусство. В своей работе они отказались
от медианосителей - повсеместного языка современного искусства. Этот
факт напомнил одну историю о Гераклите: "А те, кто выражает то,
что нужно символически, без помощи голоса, разве не удостаиваются исключительных
похвал и не вызывают восхищения? Например, Гераклит. В ответ на просьбу
сограждан высказать свое мнение о мире, он взошел на трибуну, взял килик
холодной воды, присыпал ячменной мукой и, помешав веточкой полея, выпил
и удалился…" (Плутарх).
Ссылки по теме:
Пять
стихий Аристотеля - рабочий материал современного художника
[Елена Невердовская]