В
Эрмитаже, в залах Главного штаба, открылась выставка текстиля "Японская
синева": ткани и декоративные панно, кимоно и фуросики. Безупречный,
продуманный дизайн, старинные гравюры с изображением процесса создания
хлопчатобумажных тканей, японок в синих нарядах, современные фотографии
- виды области Кавати, долины реки Ямато, вдоль русла которой некогда
располагались хлопковые поля. Открывая выставку, Михаил Пиотровский
не удержался от замечания: "Эрмитаж, следуя своей неизменной
традиции, выставляет не одежду Армани, а ткани Кавати". По всей
видимости, его желанием было подчеркнуть элитарный, культурный и научный
характер экспозиции, противопоставить ее агрессивной попсе. Но он
несколько промахнулся - возможно, впервые в истории Эрмитажа (если,
конечно, не вспоминать археологические выставки - обломки орудий труда,
кожаные башмаки варягов) в музее можно увидеть рабочую одежду простолюдинов.
В одной из витрин - гетры Кяхан и перчатки Тэкко, закрывающие только
тыльную часть руки, "аксессуары", необходимые для полевых
работ.
Кимоно, первое, второе, десятое платья из шелка цвета спелой сливы
или зелени аира, шелковые ширмы и подушки, - на описание текстиля
постоянно натыкаешься, читая японскую классическую литературу, любовная
лирика также не обходится без шороха одежд. Но в книгах никто ни словом
не обмолвится о платье бедной крестьянки, простолюдинки-горничной,
разносчика или рыбака. Было о чем говорить! Ведь этим бедным людям
было запрещено прятать свое тело в ткани аристократов - шелка. Удел
крестьян - кора и конопля, грубый, неподатливый искусной руке материал.
Все изменилось в 1704 году, когда постройка дамбы на реке Ямато в
кантоне Кавати позволила отвоевать у моря огромные территории ранее
затопляемой плодородной земли. Освободившись от наводнения, крестьяне
стали выращивать хлопок. Материал подешевел, и простолюдинам было
милостиво даровано право носить хлопчатобумажную одежду, правда, преимущественно
синего цвета. Одежда яркого цвета была запрещена - синяя и темно-синяя
ткань Кавати первоначально без всяких узоров, стала самой распространенной
для полевой и рабочей одежды.
С момента появления у народа одежды из хлопка стало развиваться искусство
декоративных тканей, появились мануфактуры, оптовые магазины и лавки.
Художники начали создавать различные рисунки, придумывать мотивы для
росписи. Технологи разрабатывали варианты переплетения разноцветных
нитей, ручное производство тканей в полоску и клетку. Благодаря развитию
промышленности в 18 веке, в крестьянском доме начали спать на синих
простынях с широкой полосой, каждый день могли надевать кимоно в тонкую
полоску, а в особенно торжественные дни облачаться в наряд, разукрашенный
изображениями "хризантема", "павлония", "пион
и арабеск". На свадебных постельных принадлежностях мастера наносили
по трафарету крупные узоры "феникс", "журавль и черепаха",
символизирующие долголетие, богатство и счастье.
В конце 19 века хлопчатобумажная промышленность Кавати стала приходить
в упадок. На рынке появились конкуренты - дешевый индийский и китайский
хлопок, сделанный на английских машинах ширпотреб, выкрашенный химическими
красителями. Чтобы традиции не были окончательно утрачены, в Кавати
стали образовываться различные группы и общества, занимающиеся ручным
ткачеством и реставрацией старинных изделий. Благодаря активной деятельности
организаций и стала возможна демонстрация более чем 100 предметов
в Эрмитаже. На выставке "Японская синева" можно увидеть
образцы японских тканей 18 века из известного магазина хлопчатобумажных
изделий Китибэ Мэнья, некоторые вещи его хозяев и служащих. Другие
экспонаты - это товары удачливого купца Симадзи в Ойхара, который
продавал, в основном, ткани в полоску. В доме его потомков сохранились
обмотки для полевых работ (элемент "спецодежды", напоминающий
рабочие перчатки или рукавицы), иттан-фуросики (платок для увязывания
вещей) с вышивкой хризантемы, вещи из коллекции профессора Киетаро
Цудзиай и многое другое.