В
Мраморном дворце недавно открылась выставка художницы Авивы Баал-Тешувы
(Нью-Йорк, Париж), на которой представлено искусство, поражающее "доброй
позитивной, врачующей энергетикой", и к тому же, порождающее "очень
добрую цепь чувствований - тепло очага, детский игрушечный калейдоскоп,
добрые сновидения". Эти цитаты принадлежат Александру Боровскому,
и взяты они из его вступительной статьи к каталогу Авивы Баал-Тешувы.
Глава отдела новейших течений старается оправдать проведение данной
выставки в стенах Русского музея тем, что определяет ее статус, привязывая
к стародавнему знакомству с великими авангардистами прошлого века -
Соней Делоне, Марком Шагалом, а также тем, что встраивает творчество
художницы в историю искусства, сравнивая с Матиссом и Бойсом. При этом
он стремится быть искренним и честным - говорит о доброте, тепле, женственности.
На самом деле, искусство Авивы Баал-Тешувы не нуждается ни в оправдании,
ни в связях, как, впрочем, и в залах Мраморного дворца - ее небольшие
холсты и еще более домашние гуаши теряются в пространстве музея и теряют
в своем качестве.
Произведения,
которые искусствоведы называют живописными, выглядят как фрагменты,
даже как элементы еще не сочиненного орнамента. Цвет в них не самоценен,
он предельно декоративен. Он используется как краска при росписи керамики,
как цветная нить - при вышивке. То же самое можно сказать и о произведениях,
выполненных гуашью, с той лишь разницей, что на них даже элементов орнамента
не найти - только движение в сторону упорядочивания, оформления, целостности.
Особняком стоят коллажи. Серия из семидесяти фигурок, одетых в разные
одежды, выполнена из обрезков и обрывков страниц глянцевых журналов.
На подоле платья или на брюках можно увидеть фрагменты рекламы, части
мебели или одежды, пейзажи и даже лица. Нарядно одетые человечки легки,
выполнены на одном дыхании и, казалось бы, совершенно не несут никакой
нагрузки. Эти подвижные фигурки - продукты вольного времяпрепровождения,
пустого баловства. Но как раз в этих крошечных работах и присутствует
чувство цвета, они более живописны, чем абстрактные холсты и гуаши,
призванные в цвете говорить о строении мира.