В
Праге в Карлин Холл открылось Пражское биеннале. Второе по счету интернациональное
арт-шоу организует международная группа кураторов, среди которых,
в частности, Хелена Контова и Джанкарло Полити, редактор "Flash
art international".
Как и многие события такого рода, нынешнее биеннале не обошлось без
определенного рода сложностей, а если сказать прямо, то скандалов.
Чешский художественный официоз, в лице директора Пражской Национальной
Галереи Милана Книжака, с которым у кураторов возникли трения еще
два года назад, во время организации первого Пражского биеннале, использовал
"технологию двойников", дабы отбить посетителей и окончательно
дезориентировать публику, кураторов и художников. Книжак организовал
в подведомственной ему Национальной галерее выставку под названием
"Пражского международного биеннале", пригласив туда, тех
кураторов и художников, которые принимали участие в выставке два года
назад. Организаторы второго Пражского биеннале обратились Пражский
дворец юстиции, дабы вынудить Книжака изменить название, но воз пока
и ныне там. Книжак, в прошлом художник Флюксуса, занимающий в Чехии
посты директора Академии изящных искусств и члена совета директоров
государственного телевидения, с начала 90-х пользуется покровительством
своих друзей политиков, среди которых, в частности, президент республики
Чехия.
Второе
Пражское биеннале, тем не менее, открылось. Принимают участие художники,
галеристы и коллекционеры из Лондона, Нью-Йорка, Берлина, Москвы,
Милана, Буэнос-Айреса, Сан-Пауло и других уголков мировой арт-деревни.
Россию представляют, в частности, "Синие носы", группа "Радек"
и Давид Тер-Оганян.
Другим скандалом (уже не организационным, но художественным), стала
работа чешского художника Давид Черни (David Cerny) под названием
"Акула Садам Хусейн", пародия на знаменитую замаринованную
"Акулу" Дамиена Хирста. Черни известен в Праге и не только
как источник различного рода художественных провокаций. Ему, в частности,
принадлежал скандальный проект монумента к годовщине освобождения
Праги советскими войсками – легендарный танк Т-34, покрашенный в розовый
цвет и наполовину утопленный в землю перед Дворцом юстиции. Монумент
поднял тогда бурю негодования: русское посольство расценило его как
издевательство над погибшими во время войны солдатами, а министер-президент
Милош Цеман назвал "вызывающей, непродуманной акцией поколения
спрееров". В итоге танк был перекрашен и сейчас влачит свое существование
на задворках Военно-исторического музея.
Нынешняя
работа – это обнаженное чучело экс-диктатора, с руками заведенными
за спину и прикованными, "по моде Гуантанамо", цепью к ногам,
помещено в стеклянный бокс с зеленоватой жидкостью и смотрится как
экспонат из коллекции извращенного патологоанатома. Инсталляция, уже
через несколько дней после открытия выставки, подняла волну в западной
прессе, и судя по всему, у Второго Пражского биеннале и художника
Черни все коллизии еще впереди.