В
Корпусе Бенуа (Русский музей) открылась выставка картин из Государственного
музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева "Сергей Калмыков
и Русский авангард 1920 - 1930-х годов". В экспозиции - шедевр
Ольги Розановой, переданный из Третьяковской галереи в момент основания
казахстанского музея в 1935 году, несколько работ К. Редько, подаренных
вдовой художника и приобретенных у нее, картины авторов круга "Бубновый
валет" и восточные работы Кузнецова. Но самое главное, как это
ясно из названия выставки, - это произведения Сергея Калмыкова. Музей
им. Кастеева, как свидетельствуют его сотрудники, в настоящее время
владеет самой крупной коллекцией этого необычного художника, еще при
жизни превратившегося в Алма-атинскую легенду.
Калмыков родился в Самарканде в 1891 году, учился в Москве у Юона, затем
в Петербурге у Добужинского, Бакста и Петрова-Водкина. После революции
жил и работал в Оренбурге, а в 1935 году был приглашен в качестве художника
в Алма-атинский городской музыкальный театр, в котором прослужил, практически,
до самой смерти в 1967 году.
Калмыков был членом Союза художников, неоднократно получал всевозможные
грамоты и даже был награжден медалью за доблестный труд. Все это не
было бы столь удивительно, если не знать, что он вел переписку с Леонардо
да Винчи, катался на велосипеде с Микеланджело, писал письма на Марс
специально выдуманным алфавитом и делал все, для того, чтобы инопланетяне
узнали, что на Земле есть разумные существа. Для этого он разбрасывал
круги, носил яркую одежду с бубенчиками и совершал прочие немыслимые
поступки.
Его картины невозможно ни с чем сравнивать. Мир на них - фантастичен,
иногда похож на гигантскую декорацию к придуманному художником спектаклю.
Некоторые так и надписаны авторов - "Сцена из оперетты "Лунный
джаз", но только наивный может предположить, что в те годы в провинциальном
театре могла быть поставлена такая оперетта. Прекрасные принцессы и
благородные рыцари, "Кавалер Мот на прогулке", алхимик, склонившийся
над ретортами - загадочные персонажи со своей историей, герои ненаписанной
книги.
Сергей Калмыков рисовал и писал маслом на самых неподходящих поверхностях:
старых афишах, географических картах, оберточной бумаге. Иногда - даже
с обеих сторон. Когда после его смерти работы попали в музей, перед
сотрудниками встала проблема хранения. Каким-то образом, реставраторам
ее решить удалось. В залах корпуса Бенуа можно увидеть плоды этих работ.
Правда, есть одна трудность. Для экспонирования в Русском музее картины
были должным образом оформлены, но чтобы не везти тяжелое стекло, его
заменили легким пластиком, похожим на оргстекло. Результат вряд ли можно
назвать положительным: все работы, закрытые матовой шероховатой пленкой,
похожи на принты, на типографские копии. На самом деле, на выставки
представлены только подлинники как Калмыкова, так и других художников.