Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

07.08.2003
Выставки

Авангардист из оперного театра
[Надежда Штиль]

Сергей КалмыковВ Корпусе Бенуа (Русский музей) открылась выставка картин из Государственного музея искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева "Сергей Калмыков и Русский авангард 1920 - 1930-х годов". В экспозиции - шедевр Ольги Розановой, переданный из Третьяковской галереи в момент основания казахстанского музея в 1935 году, несколько работ К. Редько, подаренных вдовой художника и приобретенных у нее, картины авторов круга "Бубновый валет" и восточные работы Кузнецова. Но самое главное, как это ясно из названия выставки, - это произведения Сергея Калмыкова. Музей им. Кастеева, как свидетельствуют его сотрудники, в настоящее время владеет самой крупной коллекцией этого необычного художника, еще при жизни превратившегося в Алма-атинскую легенду.
Калмыков родился в Самарканде в 1891 году, учился в Москве у Юона, затем в Петербурге у Добужинского, Бакста и Петрова-Водкина. После революции жил и работал в Оренбурге, а в 1935 году был приглашен в качестве художника в Алма-атинский городской музыкальный театр, в котором прослужил, практически, до самой смерти в 1967 году.
Калмыков был членом Союза художников, неоднократно получал всевозможные грамоты и даже был награжден медалью за доблестный труд. Все это не было бы столь удивительно, если не знать, что он вел переписку с Леонардо да Винчи, катался на велосипеде с Микеланджело, писал письма на Марс специально выдуманным алфавитом и делал все, для того, чтобы инопланетяне узнали, что на Земле есть разумные существа. Для этого он разбрасывал круги, носил яркую одежду с бубенчиками и совершал прочие немыслимые поступки.
Его картины невозможно ни с чем сравнивать. Мир на них - фантастичен, иногда похож на гигантскую декорацию к придуманному художником спектаклю. Некоторые так и надписаны авторов - "Сцена из оперетты "Лунный джаз", но только наивный может предположить, что в те годы в провинциальном театре могла быть поставлена такая оперетта. Прекрасные принцессы и благородные рыцари, "Кавалер Мот на прогулке", алхимик, склонившийся над ретортами - загадочные персонажи со своей историей, герои ненаписанной книги.
Сергей Калмыков рисовал и писал маслом на самых неподходящих поверхностях: старых афишах, географических картах, оберточной бумаге. Иногда - даже с обеих сторон. Когда после его смерти работы попали в музей, перед сотрудниками встала проблема хранения. Каким-то образом, реставраторам ее решить удалось. В залах корпуса Бенуа можно увидеть плоды этих работ. Правда, есть одна трудность. Для экспонирования в Русском музее картины были должным образом оформлены, но чтобы не везти тяжелое стекло, его заменили легким пластиком, похожим на оргстекло. Результат вряд ли можно назвать положительным: все работы, закрытые матовой шероховатой пленкой, похожи на принты, на типографские копии. На самом деле, на выставки представлены только подлинники как Калмыкова, так и других художников.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100