Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture

07.10.2003
Музыка

Виола де гамба. Вторая жизнь
[Роман Елохин]

Паоло ПандольфоИногда мне кажется, что, слушая тишину, можно услышать отзвуки жизни, давно, очень давно ушедшей. Как иногда, рассматривая старые фотографии наших прабабушек, или просто совершенно чужих для нас людей, наступает такой момент, что кажется, будто сумел вдохнуть тот воздух, которым они живут, понять их улыбку, печаль в глазах.
Слушая тишину…
Музыка и тишина - это понятия близкие, неразлучные. Мы думаем, что, слушая музыку, мы слушаем звуки, но может быть мы слушаем тишину, оттененную звуками? Во всяком случае, музыка может рассказать о многом.

2 октября в театре Гонзага усадьбы Архангельское я услышал историю, историю рассказанную языком музыки, историю рождения и смерти, а точнее рождения, смерти и воскрешения благородного музыкального инструмента, виолы де гамба. И как в любой истории, жизнь самого героя явилась лишь поводом, чтобы погрузить нас в авторский мир. В данном же случае в мир, отраженный творчеством композиторов 15 - 17 веков. Именно в то время царствовала виола да гамба.
Нашим проводником, рассказчиком, гидом был итальянец Паоло Пандольфо, музыкант, которого большинство современных гамбистов считают своим учителем, а его игру - близкой к идеалу.
Каждую композицию маэстро сопровождал коротким пояснением, иногда историей.
Виола де гамба родилась в Испании в рассвет ренессанса на стыке двух культур, двух религий, христианской и ислама. Поэтому инструмент носит в себе не только признаки европейской виолы, но и восточной лютни.
Порядок исполнения соответствовал хронологии. Сначала прозвучала музыка 15 - 16 века.
Паоло Пандольфо исполнил свои вариации на тему народной песенки, ее незамысловатая мелодия казалась очень знакомой. Простая структура просвечивала сквозь виртуозные вариации композитора, создавая ощущение ясности и чистоты.
Народную песенку сменила музыка Диего Ортиса, наиболее раннего из исполняемых испанских композиторов, в 1555-1570 работавшего при дворе Герцога Альбы в Неаполе.
Потом музыкант исполнил несколько композиций Тобиаса Хьюма (капитана Хьюма) - музыку более близкую и понятную. Границы гармонического пространства, в котором она жила, стали шире, сама музыка - легче, может быть, более светской… Тобиас Хьюм не был ни профессиональным композитором, ни даже музыкантом - он был профессиональным военным. Но его произведения были настолько виртуозны и изящны, что внушили уважение к образу жизни людей того времени.
Марен Маре. Мир гармоний этого французского композитора, по словам самого же Паоло Пандольфо выводит нас за пределы музыки, погружая нас в то, что находится за ней. Наверно можно назвать эту музыку мистической, завораживающей, и для меня это было открытием, потому что иногда мне казалось, что эта музыка ближе скорее к 20 веку…
Бах. Иоганн Себастьян Бах. Скажу лишь, что после исполненной сюиты в зале что-то изменилось. Хотя и до этого чувствовалось, что, тепло встречая музыканта, зал уже влюбился в него. А после музыки Карла Фридриха Абеля, которой гамбист и закончил свою плановую концертную часть, полюбил его по настоящему и долго не хотел отпускать со сцены.
Три раза маэстро приходилось играть на бис. И публика электризовалась все больше и больше. Последняя же сыгранная на бис пьеска Абеля, похоже, подняла зал до некоторой вершины наслаждения.
Карл Фридрих Абель был последним великим композитором, сочинявшим музыку для виолы де гамба, потому, что этот интсрумент умер.
Но....
Так только казалось, виола де гамба жива.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100