Результаты
последней Премии Андрея Белого дали пищу к размышлению: старейшая
независимая литературная награда нашла новое основание, на котором
сочла возможным восстановить свое андеграундное бытие. Территориальное.
"Из-под" талантливо преобразовано "во вне". В
списке награждаемых обращайте внимание на информацию в скобках, и
новый смысл андеграунда в русской литературе не заставит себя ждать.
В номинации "поэзия" бутылкой водки, яблоком и бумажным
рублем отмечена Елизавета Мнацаканова (Вена), в номинации "проза"
– Сергей Спирихин (Вена). За "гуманитарные исследования"
награжден Михаил Ямпольский (Нью-Йорк). И только достойный быть отмеченным
по "заслугам" был найден в границах России – Виктор Соснора
(Петербург).
Если бы не одно исключение, то вторым основанием для новой характеристики
старой премии мог бы стать возраст награждаемых. Старейшая – только
заслуженным, а стало быть, старейшим. Что для поэтессы в возрасте,
который все обычно связывают с Гете, этот рубль, яблоко и, тем более,
бутылка водки? Что ньюйоркцу Ямпольскому эта отечественная символическая
награда? Или Виктору Сосноре – Поэту, признанному Учителю, Мэтру –
какая радость стоять в одном ряду со своим же учеником, Сергеем Спирихиным.
Сергей Спирихин – это и есть исключение. По сравнению с остальными
лауреатами он смотрится зеленым новичком, "бесхитростным венским
зайцем" с желтой баночкой пива в руке, шутником от "Новой
тупости", от большого досуга выбежавшего на стартовую дорожку
и внезапно вырвавшегося на финише.
А что же значит для ученика оказаться награжденным одновременно и
одинаковым образом со своим учителем? Ученик Сергей Спирихин, объясняя
(оправдывая?), воображает в письме неосуществимое будущее: "Через
лет 30-50, когда журналисты все перепутают, будут вспоминать, что
это Андрей Белый получил в 2004-ом премию Виктора Сосноры, который,
выпив водки, глухо сказал: из настоящей сосны среди дюн! За Любовь
Менделеву! За узоры к ней поэтов!" И признается чуть ниже: "потому
что "особые заслуги" Сосноры - это как раз быть таким учредителем
соснорианского духа, встреча с которым может как лишить дара речи,
так и развязать язык. Существует как бы негласная "школа Сосноры",
агенты которой по большей части отшельничествуют, подражая Мастеру,
и работают над словом, преодолевая страх влияния. Не было бы Сосноры,
бессовестных и бестолковых писателей было бы намного больше, округляя,
- все. Но рубль и бутылка водки (что отнесем к черному юмору, т.к.
Соснора боится таких вещей, как огня), все-таки не за это, а за "особые
заслуги перед языком". И вот тут Спирихин цитирует еще одного
соснорского ученика, Дмитрия Голынко-Вольфсона, как бы защищая свою
простодушную новую тупость чужой блестящей умностью: "Соснора
- манифестируя в прозе верноподданую привязанность к своим излюбленным
стихотворным кредо, проделывает с ними такие радикальные метаморфозы
и преобразования, что его романы смотрятся вивисекторскими комбинаториками
поэтических элементов".
Есть, наверное, ученики и у двух других лауреатов, которые могли бы
сказать, что их Учителя и Мэтры должны быть не награждаемыми, а награждающими.
Но не о награжденных речь – о тенденциях и преобразованиях самой премии.