08.01.2002
Актуальное искусство
Праздник электрозеркала в Музее
Фрейда
[Елена Невердовская]
6 января в Музее Сновидений Фрейда в течение четырех часов можно было
ознакомиться с научно-художественным проектом "Праздник электрозеркала"
Юлии Страусовой и Филиппа фон Гильгерса (Берлин). Авторы проекта различными
способами старались обратить внимание посетителей на те аспекты созданной
Фрейдом научной теории, которые и позволяют ей существовать в качестве
научной, а не, скажем, описательной. Речь идет о математике и математиках.
В одной из работ, представленных в залах музея, между размещенными на
ленте Мебиуса портретами аналитиков и математиков следовало установить
связи. Для этого с помощью мышки необходимо было выбрать какой-либо
персонаж из компьютерной анимации, и прослушать перформативную лекцию,
читаемую художницей на фоне живописного изображения аналогичной ленты
Мебиуса. В другой работе математические категории пространства и времени
демонстрировались на примере перехода изображения головы говорящего
двенадцатилетнего Фрейда из двух- в трехмерное пространство (голос принадлежал
ему же, но только в возрасте 81-ого года).
Апофеозом научно-художественного мероприятия стала демонстрация работы
Машины Анализирующей Дискурс, над развитием которой работает Филипп
фон Гильгерс, научный сотрудник Центра Техники Культуры имени Гельмгольца
в Берлине. Аппарат, созданный Гильгерсом, способен устранить из процесса
психоанализа (в частном случае данного эксперимента - ассоциативного
метода) субъективность аналитика, создающую помехи толкования, предлагая
взамен объективность машины. Машина Анализирующая Дискурс представляет
собой устройство, способное с помощью инфракрасного излучения "локализовывать"
взгляд подвергаемого анализу человека, который в момент опыта смотрит
на слова на мониторе. В зависимости от выбора испытуемого, Машина реагирует,
мгновенно изменяя изображаемый текст. Отсутствие слишком человеческой
фигуры психоаналитика привело к тому, что даже самые скрытные захотели
узнать все о своих тайных желаниях и подсознательных мотивах. Каждый,
проверившийся на Машине Анализирующей Дискурс, покинул Музей в полной
уверенности в действительности полученного знания о себе. При этом мало
кто вспомнил, что для полной, математической объективности следует убрать
из эксперимента и фигуру самого анализируемого.