6
апреля в Музее Набокова открылась выставка художественных произведений
Тонино Гуэрра. Но основным художественным событием субботнего дня стала
даже не экспозиция, размещенная в трех небольших, плохо освещенных залах,
но сам вернисаж. На пастели, батик, фотографии фонтанов - на "игрушки",
- как назвал все одним словом Маэстро, пришли посмотреть многие: кинематографисты,
их дети, дети их детей, художники и литераторы, музыканты и музейщики,
их знакомые и знакомые знакомых, журналисты и телевизионщики. Все было
как в кино, как в настоящей итальянской комедии: очень мало порядка,
но очень много чувств, звуков, экспрессивных жестов.
В музее не осталось свободного места: толпа перемещалась из зала в зал,
вокруг Тонино Гуэрра постоянно образовывалось кольцо из операторов и
фотографов. Как только он попадал в очередную западню, раздавался громкий
крик: "Лора! Лора!" И на помощь Маэстро спешила его жена (бывший
редактор "Мосфильма"), рыжеволосая женщина с большой сумкой,
из которой торчали надаренные или приготовленные в дар книги, толстые
журналы и цветы. По пути она успевала поздороваться с несколькими знакомыми,
расцеловать "Зоечку" или "Раечку", пожать руку "родному
племяннику" одной особы и кивнуть родственнику другой. Все действие
сопровождалось легкой музыкой, которую извлекали несколько исполнителей
из своих медных и струнных инструментов. Несколько попыток директора
музея официально открыть выставку успехом не увенчались. И только когда
Гуэрра поднял руки и воскликнул "Memento!" - все стихло. Выставку
удалось открыть и даже стало ясно, что на экране в переполненном зале
покажут документальный фильм.
Чтобы посмотреть в такой обстановке документальный фильм А.Хржановского
об эпикурейце Гуэрра нужно было быть настоящим стоиком. Таких было много
- даже больше, чем кресел, причем самые выносливые так и остались стоять.
Склонные же к более легким решениям отправились пить вино и рассматривать
пастели, акварели и фонтаны. Словно подтверждая праздный, необязательный
характер небольших творений, подписи, напечатанные сразу длинным списком,
были помещены в кармашки. Можно было вынуть листок и, рассматривая что-нибудь,
исполненное на цветных, полу прозрачных листах или на бумаге ручной
выделки или на грубой ткани, произвольно подбирать название. Кто знает,
что может прийти в голову "Изучая Фрэнсиса Бекона" или как
выглядит "Приснившийся образ"? Если Тонино Гуэрро называет
свои пастели "игрушками", то его фонтаны - это такие "детские
площадки". Погорячился тот, кто назвал Маэстро дизайнером фонтанов.
Фонтаны Гуэрра - это такие же приснившиеся образы, фантастические "Птицы
в бутылках", результаты праздного времяпрепровождения, игры. Они
по старомодному рукотворны и вопиюще нефункциональны, как стихи или
как кино.
Ссылки по теме:
Закадровый
гений итальянского кино [Надежда Штиль]