Rambler's Top100

08.04.2002
Выставки

Тонино Гуэрра, его окружение и его "игрушки"
[Елена Невердовская]

6 апреля в Музее Набокова открылась выставка художественных произведений Тонино Гуэрра. Но основным художественным событием субботнего дня стала даже не экспозиция, размещенная в трех небольших, плохо освещенных залах, но сам вернисаж. На пастели, батик, фотографии фонтанов - на "игрушки", - как назвал все одним словом Маэстро, пришли посмотреть многие: кинематографисты, их дети, дети их детей, художники и литераторы, музыканты и музейщики, их знакомые и знакомые знакомых, журналисты и телевизионщики. Все было как в кино, как в настоящей итальянской комедии: очень мало порядка, но очень много чувств, звуков, экспрессивных жестов.
В музее не осталось свободного места: толпа перемещалась из зала в зал, вокруг Тонино Гуэрра постоянно образовывалось кольцо из операторов и фотографов. Как только он попадал в очередную западню, раздавался громкий крик: "Лора! Лора!" И на помощь Маэстро спешила его жена (бывший редактор "Мосфильма"), рыжеволосая женщина с большой сумкой, из которой торчали надаренные или приготовленные в дар книги, толстые журналы и цветы. По пути она успевала поздороваться с несколькими знакомыми, расцеловать "Зоечку" или "Раечку", пожать руку "родному племяннику" одной особы и кивнуть родственнику другой. Все действие сопровождалось легкой музыкой, которую извлекали несколько исполнителей из своих медных и струнных инструментов. Несколько попыток директора музея официально открыть выставку успехом не увенчались. И только когда Гуэрра поднял руки и воскликнул "Memento!" - все стихло. Выставку удалось открыть и даже стало ясно, что на экране в переполненном зале покажут документальный фильм.
Чтобы посмотреть в такой обстановке документальный фильм А.Хржановского об эпикурейце Гуэрра нужно было быть настоящим стоиком. Таких было много - даже больше, чем кресел, причем самые выносливые так и остались стоять. Склонные же к более легким решениям отправились пить вино и рассматривать пастели, акварели и фонтаны. Словно подтверждая праздный, необязательный характер небольших творений, подписи, напечатанные сразу длинным списком, были помещены в кармашки. Можно было вынуть листок и, рассматривая что-нибудь, исполненное на цветных, полу прозрачных листах или на бумаге ручной выделки или на грубой ткани, произвольно подбирать название. Кто знает, что может прийти в голову "Изучая Фрэнсиса Бекона" или как выглядит "Приснившийся образ"? Если Тонино Гуэрро называет свои пастели "игрушками", то его фонтаны - это такие "детские площадки". Погорячился тот, кто назвал Маэстро дизайнером фонтанов. Фонтаны Гуэрра - это такие же приснившиеся образы, фантастические "Птицы в бутылках", результаты праздного времяпрепровождения, игры. Они по старомодному рукотворны и вопиюще нефункциональны, как стихи или как кино.

Ссылки по теме:
Закадровый гений итальянского кино [Надежда Штиль]



ARTERIA.RU - совместный новостной проект журнала "Максимка" (с) тексты
и студии "Арт Пресс" (с) web дизайн.
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100