В
Москву и в Петербург приезжает Ману Чао - музыкант и "радиожурналист",
сочинитель, путешествующий по свету в поисках новых мелодий и коллажирующий
из них собственные песни, антиглобалист, революционер и "гражданин
настоящего", ненавидящий телевидение, мафию и богатых людей. Обо
всех этих его качествах и о прочих странностях организаторы выступлений
французского певца предпочли оповестить заранее - еще в середине апреля
в клубе "Китайский летчик" (Москва) прошла пресс-конференция.
"Демократ" Ману Чао согласился на концерты в России только
если цены на билеты будут не выше $15 - он хочет, чтобы его творчество
было доступно как можно большему количеству простых людей; вторым условием
была пресс-конференция, на которой должны будут присутствовать сотрудники
от самых непрезентабельных изданий, вплоть до "уличных" газет,
заводских и вузовских листовок. Возможно, что, следуя такой модели поведения,
Ману Чао чувствует себя не "звездой", а подлинным революционером,
- по собственному признанию, он всегда хотел одновременно и петь и бороться
с мировой экономической диктатурой.
Ману Чао родился во Франции в семье испанских республиканцев. Ему не
исполнилось еще и двадцати лет, когда он организовал свой первый проект
- группу "Joint de Culasse". Ману и его друзья пели и играли
в стиле панк-рок и ритм-н-блюз. Через некоторое время группа сменила
свое название на "Hot Pants", что переводится как "Горячие
штанишки". Со временем в исполняемой им музыке стали проявляться
латинские корни Ману Чао.
С конца 1980-х он был лидером одной из самых популярных и новаторских
групп Франции "Мано негра", вместе с этими музыкантами были
записаны четыре студийных и один концертный альбом. Группа "Мано
негра" много гастролировала - в 1992 году в честь 500-летия открытия
Колумбом Америки французские музыканты вместе с группой "Руайяль
де Люкс" (уличные актеры) провели шестимесячную операцию "Карго".
Выступая на палубе карго, они посетили все порты Атлантического побережья
Латинской Америки вплоть до Кубы, и везде им сопутствовал успех.
После распада группы "Мано негра" в 1995 году Ману Чао потребовалось
несколько лет, чтобы оправиться. Восстановить равновесие ему помогли
гастроли, которые, по собственному замечанию музыканта, для него являются
своего рода наркотиком. Он создает группу "Радио бемба", и
они вместе путешествуют и выступают в Европе, Африке, Латинской Америке.
В 1998 году в собственной студии в Барселоне Ману Чао записал свой первый
сольный альбом "Clandestino", что в переводе означает "Тайный".
Эта запись имела неоспоримый всемирный успех - было раскуплено три миллиона
копий, из них один миллион - во Франции. После продолжительного турне
по всем крупным городам Латинской Америки музыкант записал второй сольный
альбом - " Proxima Estacion: Esperanza " ("Следующая
остановка: Надежда").
Стиль двух сольников Ману Чао критики условно окрестили "коллажем".
Собственные сочинения французский музыкант создает, применяя довольно
тривиальный метод, суть которого заключается в контаминации совершенно
разного материала - простых мелодий, обрывков бытовой речи, фрагментов
радиопередач, уличных звуков. Другая особенность его альбомов - использование
нескольких языков: "Clandestino" состоит из 12-ти песен на
испанском, двух на французском, и по одной на португальском и английском
языках. Во втором сольном альбоме Ману Чао проявил себя еще большим
полиглотом. Из 17-ти песен "Proxima Estacion: Esperanza" -
одна на французском, две на английском, одна на арабском, девять на
испанском, одна на португальском и две на портуньоле, так называемом
арго Бразилии - смеси португальского и испанского языков, в последней
композиции на диске звучат слова на всех использованных ранее автором
языках.
Несмотря на беспрецедентный успех и популярность Ману Чао постоянно
размышляет, стоит ли ему продолжать сценическую деятельность, но вопрос
о том, стоит ли ему путешествовать и собирать различные мелодии, он
не задает никогда.