Сколько
генерал-губернаторов, наместников, чиновников, писарей, офицеров, казаков,
солдат требовалось Российской Империи на рубеже XIX - XX веков, чтобы
управлять более чем полусотней народов, проживающих на территории страны?
Сколько ученых занимались описанием и изучением поведения, религиозных
представлений, суеверий, ритуалов и быта многонационального российского
населения? И хотя многомудрый Козьма Прутков поучал, что "невозможно
объять необъятное", как-то все удавалось: правители - правили,
ученые - изучали. Спустя век сходная задача была поставлена перед сотрудниками
Этнографического музея: немного немало - объять необъятное: показать
все разнообразие народов, проживавших в Царской России, и в то же время,
выявить общее, что объединяло бурята из Забайкальских степей и карела
из озерной страны, кочевника из кыргыз-кайсацких орд и малоросса, меланхоличного
финна и темпераментного даргинца.
Выход
был найден: территорию Царской России разделили на отдельные регионы
- Европейская часть, Сибирь и Дальний Восток, Кавказ и Средняя Азия.
Характеризуя народы отдельных областей, решили следовать распространенным
представлениям, общим стереотипам. В экспозиции, рассказывающей о кавказских
народностях, главный акцент был сделан на культе застолья и винопития,
на традиционном горском гостеприимстве. В экспозиции, посвященной Центральной
и Средней Азии, постарались отразить культуру кочевников и культуру
оседлых земледельцев. Седло, переметные сумы, юрта, с одной стороны,
с другой - атрибуты власти бухарского эмира. Рассказ о сибирских народах
идет, исключительно, как о жителях экстремальной климатической зоны.
Особенности русских раскрыты через свадебный ритуал: красочные костюмы
жениха и невесты, специальные свадебные атрибуты. Остальные представители
Европейской части, как купцы на ярмарке, выложили перед посетителями
свой богатый товар. В залах музея можно увидеть украинскую керамику,
прибалтийский текстиль, финно-угорскую резьбу по дереву, татарские украшения
и многое другое.