Пока
норвежская полиция арестовывает пятого подозреваемого в краже картин
Эдварда Мунка "Крик" и "Мадонна", исчезнувших
девять месяцев назад среди бела дня из музея Мунка в Осло, в Кунстхалле
города Бремен обнаружили еще одну, доселе неизвестную картину знаменитого
экспрессиониста.
Полотно было скрыто под другой картиной Мунка "Мертвая мать",
которую музей Мунка в Осло попросил детально изучить, в надежде найти
на обратной стороне надписи, наклейки или что-нибудь в этом роде.
В процессе исследования выяснилось: то, что принимали раньше за вспомогательный
холст, служащим для укрепления основного, является самостоятельным
произведением. После того как руководство Кунстхалле решилось на то,
чтобы снять верхний холст, глазам реставраторов открылось новое произведение
знаменитого норвежца, датируемое ориентировочно 1898 годом.
О том, что неизвестное полотно принадлежит Мунку, говорит не только
стиль, в котором оно написано, но и мелкие детали. Верхнее полотно,
судя по всему, ни разу не перетягивалось и на его обратной стороне
обнаружены следы краски, свидетельствующие о том, что верхний холст
натянули поверху, когда нижний еще не высох до конца. Мунк, как известно,
не имел учеников, которые могли бы нарисовать нижнюю картину, однако,
дабы быть уверенным, руководство Кунстхалле намерено провести экспертизу
отпечатков пальцев.
Уникальность находки, заключается в том, что безымянное полотно, получившее
название "Девочка и три мужские головы", по своей композиции
не похожа ни на одну из известных картин Мунка. Отдельные детали,
однако, можно встретить и в других работах. Сидящая девочка, со стыдливо
сложенными руками, напоминает о полотне Мунка "Половое созревание"
(1893 г.), а три мужские головы появляются на литографии "Вожделение"
(1898 г.). Тот факт, что ни сюжет не композиция больше не появились
ни в одной из работ, говорит, скорее всего, о том, что произведение
было "забраковано" автором.
Впрочем, как говорит директор Кунстхалле Вульф Херцогенрат, о причинах,
заставивших Мунка натягивать один холст поверх другого можно только
гадать. Возможно, у него просто не было свободного подрамника. В любом
случае, это вполне отвечает отношению Мунка к своим произведениям.
Известно, что он оставлял картины даже под дождем, спокойно относился
к дыркам на холсте и не вытирал с него птичий помет. "Нужно совершить
несколько ошибок, прежде чем действительно получится шедевр",
- мог бы сказать Мунк.