Rambler's Top100
ArtERIA - Russian Electronic Information Agency on art&culture
 

08.07.2004
Кино и видео

Как услышать немое кино?
[Максим Дынников]

Афиша фильма "Катька - бумажный ранет" (режиссер Ф. Эрмлер, 1926 год)«Раньше было лучше» - с этой прочувствованной точкой зрения поколения «тем, кому за 50» (а то и немного за 40, а то и совсем чуть-чуть за 30) – приходится мириться на каждом шагу. Это неправильно, но современность не так богата легендами, как далекое и очень далекое прошлое. В частности, прошлое отечественного кинематографа. Да и незнание мною вечных героев чьей-то ушедшей юности не освобождает от влияния на психику укора хранителей вечной памяти этих героев. Именно, чтобы обезопасить хрупкое сознание от подобного рода нападок и громко сказать: я это видел, я и заглянул в кинотеатр «Родина». Там показывали немой фильм "Катька - бумажный ранет" (режиссер Ф. Эрмлер, 1926 год выпуска), в котором играл легендарный, а ныне покойный Валерий Соловцов. Ему в тот день исполнялось 100 лет со дня рождения.
По этому поводу в «Родину» пришли друзья актера и режиссера, а его дочь (тоже актер и режиссер) Мария Соловцова, предварив немое кино, показала свое – озвученное и в цвете под названием «Я - солдат».
Чтобы добавить исторической достоверности просмотру немого фильма, организаторы пригласили живого тапера. В этой роли выступил пианист-виртуоз Юрий (Гомберг) Соболев. Зрителям сказали, что именно так фильм "Катька - бумажный ранет" смотрелся в далекие 20-ые годы. Получается, мне создали все условия, а я…
Так и не въехал в тему «как смотреть немое кино». От этого один маленький комплекс «Эдипа-невежи» сменился более глубоким и болезненным комплексом «Эдипа-слепца» (простите, за масло масляное), в котором я и прибываю по настоящее время.
Легендарный, а ныне покойный Валерий Соловцов. В этом году ему исполнилось 100 лет .Во всем хочется обвинить глаза – близорукие и слишком медлительные. Они то и дело шарили по испещренному царапинами и прыгающему черно-белому в погоне за изображением. Его хотелось ухватить, оставить в памяти, как «брессоновское мгновение». Но мгновения Петрограда середины 20-х годов 20 века стремительно убегали, оставляя в памяти не следы, а скорее ощущение выключенной лампочки, на которую во включенном состоянии только что вожделенно смотрел. Вроде что-то было, но что? – Убейте меня, не вспомню. И это притом, что по меркам кинематографа сегодняшнего, почти все живые фигуры в фильме максимально статичны. Как тут не зауважать внутреннюю борьбу Р. Барта, который из двух великих зол (кино или фотография), на первое место поставил все-таки фотографию.
Глаза искали то, что раньше уже где-то видели. Где-то был виден этот мост с конями и укротителями, а под ним речка с теплоходами. Только вот трамваи ходят не там, где надо. Да это ж Невский, мать честная! После того, как сознание посредством своеволия глаз установило связь между прошлым и будущим, настоящему (я – сижу и смотрю) не осталось ничего, кроме как цепляться за знакомые образы. Вот эта улица, вот этот дом, вот эта девушка с глазами-щелочками, густо обведенными черными чернилами, которую я никогда уже не полюблю. Кстати, слова из песни – это еще одна связь: у Валерия Соловцова и Николая Крючкова похожие типы лица – волевые и в то же время кокетливые.
На сюжете останавливаться не хочется. Это мелодрама. Прямо так и написано в заглавных титрах. Они-то и остаются в памяти вместо картинок. Большие черные плакаты с белыми надписями, сделанными простым рубленым шрифтом. Рубленная простота сочетаний, элементы как бы документальной хроники, напряженное всматривание в царапины на пленке, игра тапера. А еще - немой вопрос: почему Валерий Соловцов не захотел сниматься в озвученном кино?
Он ведь так и остался легендой кино немого. На его счету роли в фильмах, ставших ныне классикой и изучаемых киноведами всего мира ("Красные партизаны" (1924), "Катька - бумажный ранет" (1926), "Дом в сугробах" (1927)). Почему же с появлением звукового кинематографа его актерство утратило для него свою притягательность? Он стал снимать документалистику, получил Сталинскую премию за "Линию Маннергейма" (1940), был начальником фронтовой киногруппы Ленинградского Фронта и так далее…
Оставлю все возможные «потому что» желающим отвечать, а сам когда-нибудь посмотрю «Катьку – бумажный ранет» во второй раз. Чтобы еще раз проверить ощущения.



ARTERIA.RU - новостной проект агентства культурной информации "Артерия" (с) 2024
Для использовании материалов arteria.ru необходимо получить разрешение редакции.
При цитировании материалов сайта в Интернет действующая гиперссылка на arteria.ru обязательна.

be number one Rambler's Top100